ИСТОРИЯ ПРИХОДЫ БИБЛИОТЕКА ФОТОАЛЬБОМ ССЫЛКИ НОВОСТИ

АРХИМАНДРИТ  АНДРЕЙ (ЦИКОТО)

«На всех производили впечатление его кротость и терпение, примиренность его духа и набожность»[1] - иеромонах Иосиф Германович   

Отец Андрей Цикото родился 5 декабря 1891г., в фамильном имении Тупольщизна, с 1919 по 1913гг. учился в Виленской духовной семинарии, далее, уехал в Санкт-Петербург для поступления в Духовную академию, в 1914г. принял рукоположение в сан священника. В 1917г. успешно закончив академический курс он получил ученую степень кандидата богословия. Прослужив некоторое время приходским настоятелем в Молодечно, молодой священник в 1918г. приглашается на должность преподавателя в Минскую семинарию. Как пишет биограф о. Цикото: «Будучи в Минске, отец Андрей активно участвовал в процессе религиозного и национального возрождения на Беларуси, однако, после занятия белорусской столицы большевиками, духовная деятельность в ней оказалась невозможной»[2].

В это время отец Андрей почувствовал в своей душе призыв к монашеской жизни. В 1920г. он вступает в орден мариан. По делам обители священник совершил путешествие в Америку, вернувшись оттуда он приступил к основанию и  организации монастыря в г. Друе. В это же время он становится духовником женской общины монастыря «Сестер Служительниц Иисуса в Евхаристии».

Как пишет биограф о. Андрея: «Основание монашеских обителей для белорусов в польском государстве, в котором в то время находилась Друя, оказалось для отца Андрея нелегким заданием… Однако абсолютным большинством не только католиков, но и православных и даже евреев игумен друйской обители был почитаем, как настоящий наставник и духовный отец»[3].

По примеру древнего монашества, игумен Андрей не только был занят созерцательной жизнью, но также служил и духовному просвещению народа. Он был директором, созданной им гимназии им. Стефана Батория в Друе, по его инициативе возникла молодежная организация «Iuventus Christiana», он также инициировал открытие нескольких начальных школ в крае, при женском монастыре действовало женское профессиональное училище кройки и шитья и интернат для девушек гимназисток.

По замечанию исследователя жизни о. Андрея: «Особенностью всех учебных и воспитательных заведений, основанных в Друе, был их многонациональный и межконфессиональный характер. В школах, училище и в гимназии вместе получали образования католики, православные и немалое количество евреев, что особенно раздражало местных антисемитов.

С приходом в Друйский монастырь многих способных и высокообразованных священников, марианская обитель постепенно становилась центром религиозной, и культурной деятельности региона. Друя быстро стала известной в Виленской Епархии, и для многих становилась примером широкой деятельности ордена среди населения. Вечерние монашеские молитвы в храме мариане проводили вместе с прихожанами, и они всегда сопровождались проповедью о догматах веры. По воскресеньям отец Цикото проводил религиозно-образовательные занятия со взрослыми, на которые собирались не только друяне, но и католики дальних приходов. При марианском монастыре действовал городской театр и издавалась религиозная межконфессиональная газета, в обитель наведывались сегодняшние классики белорусской литературы Янка Купала, Максим Танк»[4].

В 1933г. монашеская братия на своем капитуле избрала отца Андрея Цикото на пост генерала ордена. Архимандрит Андрей с этого времени перебрался в Рим. Читаем далее в материалах его биографии: «Генеральный капитул 1939 года, во время которого вышел срок полномочий отца Андрея в управлении Орденом, совпал с арестом архимандрита Фабиана Абрантовича. Осенью того же года в Рим пришло известие о гибели отца Фабиана, и Папа Пий XII вверяет отцу Цикото должность Апостольского Администратора для католиков восточного обряда в Манчжурии, который сразу же принимает восточный обряд и отправляется в Харбин.

Архимандрит Андрей Цикото умело вошел в русло работы, начатой его собратом в монашестве и другом архимандритом Фабианом. Как и его предшественник он управлял тремя учебными заведениями, детским приютом и небольшим харбинским марианским монастырем»[5].

Жизненный подвиг и мученический венец, венчавший жизнь Божьего угодника - архимандрит Андрея позволяет говорить о его святости. Дело о его прославлении инициировано, готовятся материалы для его прославления. Воспользуемся записями, предоставленными в Комиссию по канонизации: «22 декабря 1948 года, в 18 часов вечера, милиция китайских коммунистов окружила здание марианской обители. Сразу же были арестованы и отправлены в местную тюрьму все священники и несколько преподавателей мирян. Школы и лицеи тут же были закрыты. Утром 25 декабря архимандрита Андрея Цикото вместе с четырьмя священниками на китайско-советской границе передали в руки НКВД. 27 декабря Отец Андрей, вместе со своими собратьями харбинской миссии уже находились в читинском лагере, для прохождения следствия по делу.

Каждый из священников, находящихся в стенах читинской тюрьмы был изолирован в одиночной камере. Однако, поскольку предметом следствия являлась общая деятельность священников в Харбине, следователи временами устраивали им очные ставки. Из свидетельств священников, которые вместе с отцом Цикото переживали эти ужасные дни, мы знаем о жестокости методов следствия и о непоколебимости веры архимандрита Андрея.

Один из свидетелей вспоминает о своем страшном психическом состоянии, последствии пыток, в котором он публично отрекался от Бога и Церкви. Следователь, что бы продемонстрировать свои достижения в проведения дела, организовал встречу этого священника с отцом Андреем. Услышав слова безверия из уст измученного человека, отец Цикото промолвил только одно предложение: «Человек, что ты говоришь, опомнись». - В ответ прозвучала молитва «Верую во единого Бога...». - До конца своей жизни священник считал это происшествие чудом исцеления, после которого никакие муки в лагерях больше не смогли устрашить и ослабить его веры»[6].

Из свидетельств отца Иосифа Германовича, который был арестован вместе с этой группой в 1949г., узнаем: «Архимандрит Андрей Цикато исключительно тяжело переживал заключение в Чите. Когда я его увидел в конце нашего следствия, через пять месяцев разлуки, я был глубоко поражен... После тюрьмы в его теле и душе стали чувствоваться какая-то немощность и старческая одеревенелость, а ведь ему было тогда только 57 лет»[7].

Далее по крупицам, из записей людей знавших архимандрита, можно установить следующую картину событий: «Во время другой очной ставки, уже спустя несколько лет, марианин отец Фома, бывший подчиненный, с трудом мог узнать истощенного пытками и силовыми физическими нагрузками отца Андрея.

Следствие длилось до мая 1949 года. Обвинение отца Цикоты звучало следующим образом: организация террористической группировки на базе лицея Святого Николая в Харбине, агитация против Советского Союза и шпионаж в пользу Ватикана. Суда, как такового, по делу отца Андрея не состоялось. На закрытом заседании некой специальной комиссии НКВД в Москве отец Андрей был осужден на 25 лет принудительных работ в трудовых лагерях, а в ноябре 1949 года вывезен в Тайшет. Архимандрит Андрей Цикото довольно часто менял места заключения. В январе 1950 года был направлен Чукшу, с апреля 1951 года находится в лагерном пункте Ново-Чунка, недалеко от Иркутска, а в июне 1951 года опять возвращается в Тайшет.

Во время своего пребывания в советской неволе отец Андрей все время поддерживал связь с Сестрами Евхаристками в Друе. В своих письмах к игуменье ордена, матери Аполлонии Петкун, он в некоторой мере даже руководил ею, как это было и в давние времена его нахождения в Друе. В лагере отец Цикото тайно служил Святую Мессу и проповедовал, сохранял Святые Дары для постоянного совершения таинств и был добрым пастырем для заключенных. Так же имеются свидетельства и о том, что во время пребывания в лагере отца Андрея были случаи обращения в католическую веру и крещения ранее неверующих осужденных.

Во время заключения отец Цикото перенес несколько тяжелых болезней. Особенно страшными для него оказались открытые язвы покрывшие ноги, вследствие чего отец Андрей должен был постоянно находится на лечении»[8].

В начале 1950 годов собрат, сомолитвенник и, ныне невольный соузник иеромонах Иосиф вновь встретил своего архимандрита, это произошло случайно, в больнице, очевидно, так устроил Господь, чтобы дать свидетельство, сохранить память: «Здоровье его было совсем подорвано, он стал полным инвалидом и кандидатом на тот свет… а его через четыре дня забрали обратно в лагерь... И вот, в таком состоянии архимандрита Андрея поставили на тяжелую работу и подвергли новому искусу. Москва задумала использовать его в своей провокационной церковной политике: его обещали сделать первым Белорусским митрополитом...»[9].

Об этом же пишет в биографии отца Андрея исследователь его жизненного пути, марианин о. Вячеслав Пялинак: «Именно в то время, архимандрит Андрей Цикото получил от НКВД предложение принять православие, и стать православным митрополитом Минска, что обещало ему попечительство советской власти, если он исполнял бы ее требования и указания»[10].

Оперативную разработку заключенного Цикото начал полковник госбезопасности, он много говорил на эту тему, затем руководство, видя неудачу прислало генерала, видимо, прочитав в личном деле указание на то, что отец Андрей был Генералом Ордена Марианнов в 1933-1939 гг. «Оставьте меня, чтоб я мог спокойно умереть!»[11], - ответил измученный священник.

В своей работе, подготовленной для Комиссии по канонизации, продолжает о. Пялинак: «После категорического отказа, отец Андрей был лишен всяческой медицинской помощи. Свидетели вспоминают, что отец Цикото умирал в страшных физических муках, так как из-за яко бы инфекционной язвенной болезни, разлагающей его тело, к больному запрещалось даже кому-либо подходить. Но все эти физические муки архимандрит Андрей сносил с героическим терпением»[12].

Еще одна, подробность этих событий, имеется в мемуарных записях одного из узников совести: «После провалившейся провокации с епископством, его поставили в лагере на непосильные работы и преднамеренно лишили всякой медицинской помощь вплоть до самого последнего момента, пока он уже совсем не валился с ног. Вскоре после его смерти мне удалось узнать от прибывших с этапа инвалидов о последних днях архимандрита Андрея. Они сказали, что в больнице более всего на всех производили впечатление его кротость и терпение, примиренность его духа и набожность. Товарищи по несчастью высоко оценили его вежливость и целомудрие»[13].

Последние дни невинного страдальца по описанию, данному в биографии мученика таковы: «В таких условиях, по причине физического истощения лагерным режимом, пытками и никогда не прекращавшимся психическим давлением (ex aerumnis carceris), архимандрит Андрей Цикото умер 13 февраля 1952 года. В свидетельстве о смерти, причиной кончины указана остановка сердечной деятельности при общей интоксикации организма, вызванной туберкулезным менингитом»[14].

В далекой Сибири, в безвестном углу скончался человек видевший столицы Санкт-Петербург, Вильно, Варшаву, Рим, 2 раз бывавший в Америке, изъездивший Европу, бывший на Филиппинах.

Отец Иосиф Германович, в своих сведениях о замордованном безбожниками коммунистами в застенках пастыре, записал:  «Похоронен был архимандрит Андрей Цикато на общем больничном кладбище. Могилы там обозначались только колышком и номером...»[15], - это все, что осталось нам в назидание и память о мученике, но верим, что его молитвенное предстательство помогает в земном странствии людям чающим спасения.

Фото:

Зерно из этой земли: Мученики Католической Церкви в России XX века. – СПб, 2002. – с. 144.

Литература:

Германович И., свящ. Китай, Сибирь, Москва. (пер. с белорусского). - Мельбурн, 1997.

Зерно из этой земли: Мученики Католической Церкви в России XX века. – СПб, 2002. – с. 144.

Книга памяти. – М.: Серебряные нити, 2000. – с. 182-183.

Пялинак Вячеслав, свящ. Архимандрит Андрей Цикото. - http://www.byzcath.ru/library/books/97/

 



[1] Германович И. Ук. Соч. - с.176.

[2] Пялинак В. Архимандрит Андрей Цикото. - http://www.byzcath.ru/library/books/97/

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Германович И. Ук. Соч. - с.172-173.

[8] Там же.

[9] Германович И. Ук. Соч. - с.175.

[10] Пялинак В. Андрей Цикото...

[11] Германович И. Ук. Соч. - с.175.

[12] Пялинак В. Андрей Цикото...

[13] Германович И. УК. Соч. - с.176.

[14] Пялинак В. Андрей Цикото...

[15] Германович И. Ук. Соч. - с.176.

 

вернуться на главную страницу

Hosted by uCoz