Колупаев
Ростислав, игумен
Copyright © Колупаев В.Е.,
2004.
All
rights reserved.
Для связи: rostigumen@mtu-net.ru
«Ваши молитвы, наверное, услышаны Господом, Который хочет через Вас при Вашем содействии привлечь Ваших соотечественников в Свою Церковь и при помощи Церкви даровать им вечную радостную жизнь. Надо благодарить Господа, что Он избрал Вас для такого величественного дела. Часто молюсь за Вас, за Вашу Родину и за Ваших родных…».
- священник Феофил Горачек[1].
вид русского Успенского женского монастыря в Риме
Не все из обитателей и многочисленных посетителей Вечного города знают о том, что на одной из римских улочек приютился русский католический монастырь. Сестры обители живут по восточному уставу, совершают богослужения на церковно-славянском языке, чтят память как западных, так и восточных, в том числе славянских и российских святых, молятся за Россию и весь мир, трудятся над заповеданным нашим Спасителем церковным единством. Монастырский храм, посвященный Успению Божией Матери оформлен в соответствии с русскими традициями, большинство икон также российского происхождения.
Итак, о самом монастыре, из того немного материала, который удалось суммировать в настоящем очерке.
Отпечатанный на машинке лист с текстом-презентацией монастыря, который сестры вручили мне при встрече, содержит следующую информацию:
Русский
Женский монастырь в Риме
Ко
множеству церквей и монастырей священного
города Рима прибавился несколько лет
назад еще один маленький монастырь
русского Синодального обряда.
Он
отвечал желанию и даже необходимости,
чтобы «девы, посвященные Богу,
непрестанной молитвой и добродетельной
жизнью, склонили бы к милосердию
Всемогущего Бога к народам России», как
пишет в предисловии к Типику монастыря Е.В.П.
Кардинал Е. Тиссеран. Там же он излагает,
что на ауедиенции у Св. Отца (11.4.56) в
качестве секретаря Св. Конгрегации для
Восточных Церквей, он представил Его
Святейшеству Папе Римскому Пию XII
проект для одобрения, чтобы основать этот
монастырь. Св. Отец дал свое благословение
и поощрение для этого начинания. Благодаря
иждивению Св. Конгрегации и, в частности
стараниями Асессора Отца Акакия Куссы (в
последствии Кардинала), было куплено, для
начала достаточное здание на большом
участке по близости Рима, но в зоне
покрытой зеленью, (на автобусе 15 м., от
площади Св. Петра).
Типик,
на русском языке, отражает в себе традицию
древних русских монастырей, в согласии с
Каноническим Правом Вост. Католической
Церкви. Его две части (Ктиторская и
Аскетическая) были одобрены Св. Вост.
Конгрегацией (29.6.58 и 15.8.58).
Но
уже раньше, около года тому назад. Четыре
русских сестры, принадлежавших к
различным Орденам и Обществам, приехав из
разных стран по приглашению Св. Престола,
собрались в новом монастыре и начали жить
согласно новой норме по русскому обряду.
10
июля 1959 года Е.С. Папа Иоанн XXIII
возвысил монастырь до категории «Папского
права» и допустил первых четырех
насельниц обители произнести
торжественные обеты. В папском документе
возведения сказано, что «этот монастырь
является, в некотором роде, украшением
Римско-Папской Епархии, символом
объединения, призывом к нему и залогом его».
7-го
марта 1964г. Е.С. Папа Павел VI
принял на аудиенции монахинь, которые
преподнесли ему икону, написанную одной из
них. Св. Отец, благословляя их, сказал между
прочим: «Вы – корень будущего» и обещал за
них помолиться.
Жизнь
монахинь Успенского монастыря проходит в
молитве (главным образом присутствуя на
Богослужениях в их домовой церкви) и в
труде. Молчание и относительное
одиночество способствуют стяжанию
молитвенного настроения, а предстоя пред
Богом в церкви, они «сохраняют полноту
христианского предания» и «прославляют
Его от имени всего Единства верующих» (см.
определения Св. Ватиканского Собора II).
Божественная служба в монастыре ведется по старым церковно-славянским книгам, изданным в России до революции, но не исключаются и переизданные в Джорданвилле (США) и в Гроттаферрата (близ Рима).
игумения Екатерина и матушка Елена
В
монастыре сестры заняты самыми
разнообразными работами: шитьем облачений
для разных восточных обрядов, вышивками,
иконописью (согласно старой технике),
переводами, работами по меди и эмали, на
пасеке, садоводством, огородничеством и т.д.
Типик
монастыря предполагает возможность
монахиням, имеющим на то особое
расположение, перейти, после нескольких
лет примерной жизни в общежитии, на
отшельническую жизнь или даже
затворничество. Согласно древней традиции
Востока, не исключается так же постриг в
великую схиму после 30-ти лет
добродетельной иноческой жизни.
Из
Восточного монашества вылились все
остальные позднейшие формы Западного, как
напоминает Е.С. Папа Пий XII
(11.4.58). «Сокровища его духовного предания»
были упомянуты на Втором Ватиканском
Соборе: «Они ведут человека к созерцанию
божественного». В нем никогда не было
различий, образовавшихся на Западе, между
Орденами и Общинами, ни между монахами
того же монастыря-категории.
В
Успенском монастыре в Риме каждой дается
возможность применить свои способности и
дарования, духовные влечения и физическую
выносливость, (особенно, когда это
касается суровости жизни и поста), находя в
нем способ послужить Богу по своим силам.
К
русским монахиням в Риме присоединились
некоторые желающие, привлеченные
духовностью восточного благочестия,
красотой и богатством обряда, глубоким
содержанием богослужения.
Духовной
жизни монастыря помогает и то, что
священники Папского Восточного Института
и Семинарии «Руссикум» с добротой, равной
их компетентности, взяли на себя заботу о
духовных нуждах Общины с самого начала ее
основания.
Новоначальные
проходят 3 года послушания после
предварительных пробных месяцев в самом
монастыре. Затем следует рясофор (или
малое пострижение, в котором должно
пребывать пять лет. Если сестра показала
на деле должное расположение и
способность к добродетельной жизни в
монашестве, она допускается до малой схимы
или пострига «в мантию». Великую же схиму
получают только те, кто всецело отдается
подвигу молитвы и покаяния, после долгих
лет прожития в общежитии.
Значение
попытки Св. Престола создать русский
монастырь в Риме это дать миру
свидетельство о вселенскости
Католической Церкви, которая Едина в своей
многогранности и представить пробу этого
монастыря, как залог будущего Единения
всех христиан.
«Едино
стадо, Един Пастырь». В домашней пока
церковке обители, убранной согласно
традиции, Спаситель на иконостасе держит
Евангелие, открытое на той странице, где по-славянски
провозглашается Его горячее желание,
чтобы все были во едино (см. Иоан.X-16).
В этих словах – все предназначение этого
монастыря: молить Бога о Единстве Церквей
Востока и Рима. Недавнее постановление
Второго Ватиканского Собора настаивает на
необходимости покаяния, обновления сердец,
молитвы, самопожертвования, чтобы
преодолеть затруднения для общения между
«Церквами-Сестрами», по выражению Е.С. Папы
Павла VI в
Стамбуле (25.7.67) в его обращении к Е.С.
Патриарху Афинагору I.
Сестры
поминают в своих молитвах так же все
страны “Церквей молчания”: Чехословакию,
Югославию, Китай и все другие.
Известны
явления Богоматери в Фатиме трем детям.
Сколь будет искренен наш ответ на Ее
призыв каяться и молиться о России?
Маленькая община в Риме хочет быть верной
своему призванию и потому просит всех, кто
прочтет этот отчет, помолиться о даровании
им благодати для совершения их
молитвенного подвига.
Возглавила новообразованную общину Успенского женского монастыря в 1957г. игумения матушка Екатерина.
Необходимо сказать несколько слов о замечательном священнике отце Феофиле Горачеке, он духовно поддерживал и укреплял сестер.
отец Феофил
По воспоминаниям духовной дочери: «Он был человеком необычайной доброты, веры, вежливости, кротости, молчания, терпения. Он был, прежде всего, славянином, человеком духовной жизни… Отец Феофил три раза стоял под расстрелом. Его пытали как шпиона и били по голове, отчего он впоследствии переносил сильные головные боли. Во время войны он отправился в Россию из Польши, где крестил так много, что у него болели руки… Конечно, о. Феофил передавал другим свое духовное богатство явным образом. У него была не только славянская душа, (был чех), но и особо одаренная Божьим духом проникновенная натура»[2]. Сохранились свидетельства о времени проведенном батюшкой в СССР, в качестве миссионера. «Отец Феофил отправился туда проповедовать Господа нашего Иисуса Христа. Если он бывал где-нибудь нужен, его звали. Благодарные люди вознаграждали его, чем могли. Довелось ему с одним добрым человеком в тулупчике на санях везти домой подаренных живых кур. Зима, холод, дрожит и коченеет раб Божий на санях с курами, а мужичек правит. Вдруг куры начали выпрыгивать одна за другой из лукошка и разбежались по снегу во все стороны. Что делать? Дар не малый в голодное время, а беды с ними сколько!»[3]
Отец Феофил после войны служил духовником в одном австрийском монастыре и сумел объединить вокруг себя множество благочестивых добрых людей в стремлении молитвы и духовной помощи для страждущей под гнетом безбожия России.
В одном из писем адресованном русской монахине матери Архангеле он писал в 1956г.: «Надеюсь, что Вы… не покинули намерения работать для соединения России с Католической Церковью. Часто молюсь, чтобы ваше желание исполнилось. Теперь Вас хочу еще раз спросить, готовы ли Вы приехать в Рим в русский монастырь в случае, если получите разрешение своих настоятелей. Я хотел бы знать Ваше личное мнение. Прошу ответить мне по возможности поскорее. Если Вы готовы участвовать в основании русского монастыря, то из Рима напишут Вашим настоятельницам. Не надо бояться, что Вы делаете что-то нелегальное, та как Папа Пий XII это начинание одобрил и благословил. Дом в Риме для монастыря уже куплен»[4].
Отец Феофил был первым священником созданной обители, в течение двух лет он служил литургию, исповедовал сестер. Скончался пастырь в 1984г. в возрасте 71 года.
В душепопечении над сестрами почившего заменил его друг священник Константин Маскалик. Он «заслуживает особой благодарности, так как он приходил в нашу Успенскую обитель и служил Божественные службы. Человек простой, глубоко верующий, он был с детства испытан страданиями, но был молитвенником и вместе с тем человеком веселого нрава», - вспоминала одна из сестер[5]. Читаем о его отношении к богослужению: «Все мы радовались при таком большом и торжественном восхвалении. И мне лично был по сердцу простонародный распев отца Константина, идущий от всего сердца. Он был белорус, служил в Советской армии и даже участвовал в освобождении Италии»[6].
Среди обнаруженных мною сведений, есть записи монахини Архангелы. Эта сестра оставила книгу своих воспоминаний, которые послужили для написания настоящего материала. Свои мемуары она предварила следующими словами: «Я уверена, что наше будущее поколение будет интересоваться тем, как возник наш скромный монастырь, а потому, пока я могу вспомнить о его истории и написать о путях Провидения Божьего, я постараюсь это сделать во славу Его»[7].
Матушка Архангела
Русская девушка Анфиса родилась в селе Михайловка Курской области в 1927г. Ее отца арестовали в самый разгар коллективизации. С детства она испытала тяжелый крестьянский труд, познала, что такое нужда и горе. Об этом времени в стране победившего социализма вспоминала она спустя годы: «Бедность на деревне описать невозможно» [8] и еще: «Помню, в 1937-1938 годах ни пищи, ни самого простого ситца невозможно было достать»[9]. В 1942г. во время немецкой оккупации девушка в возрасте 15 лет оказалась на работе в Германии, работала в крестьянских семьях. Затем, Анфиса, благодаря близкому общению с немецким священником профессором Эммануилом Керном открыла для себя христианство и пришла к осознанию монашеского устроения своей жизни. В постриге русская девушка получила имя Архангелы.
Матушка Архангела несла послушание в саду, готовила на кухне, писала иконы, она была в числе тех четырех русских монахинь, которые первыми приехали в Рим в 1957г. Ее слова: «Мы переехали в наш новый монастырек. Говорят, что всякое начало трудно. Труд на земле, заросшей, запущенной, нельзя описать. В течение десяти лет невозможно было понять, что с нами будет»[10].
Монастырь расположился в местности, где в то время не было по близости жилья. Сестры вынуждены были даже держать собак для охраны и безопасности. Ныне вокруг монастыря уже все застроено. В те первые годы было много прилежной работы.
горнее место в храме Успения Божией Матери
Еще одна из насельниц монастыря, ныне уже покойная монахиня Юния (Иуния), в миру Ирина Григорьевна Гинц. Родилась она в столице тогдашней империи, в Санкт-Петербурге 22.10.1907г. Долгий, сложный жизненный путь, эмигрантские скитания, любовь к далекой родине и монашеский подвиг, молитвенное предстояние - венчало жизнь инокини. Живя в монастыре, матушка Иуния несла послушание иконописца. Ныне покоится тело монахини на кладбище Тестаччо. Здесь среди вековых деревьев и мраморных надгробий упокоились многие русские странники, они закончили свой жизненный путь в вечном городе, кладбище Акатолико в Риме известно своими многочисленными русскими могилами.
могила матушки Иунии
Многие добродетельные люди посещали обитель, среди них был и владыка Мирослав Марусин, он служил в храме, вел духовные беседы с сестрами. Запомнились его слова, обращенные к матушке настоятельнице: «Держитесь, как я держаться должен!»[11].
Официальные представители Русской Православной Церкви Московского Патриархата неоднократно испытывали радость от взаимного общения со своими соотечественницами, монахинями Успенского монастыря, принадлежащими к той же единой церковной восточнославянской византийской, или как ее называют в литературе синодальной литургической традиции. В одном из номеров Журнала Московской Патриархии читаем: «Большое впечатление оставило посещение расположенного в пригороде Рима католического русского женского монастыря в честь Успения Божией Матери. В небольшой церкви, интерьер которой выдержан в православной русско-византийской манере, было совершено богослужение на церковнославянском языке по Уставу Русской Церкви; пели и читали русские монахини. В трапезной за чашкой чая состоялась беседа с игуменией и сестрами»[12]. О своем посещении обители вспоминал один из российских православных епископов: «Монастырь имеет свое небольшое хозяйство. В свободное от богослужений и келейной молитвы время монахини трудятся в саду и огороде, на пасеке, шьют церковные облачения, пишут иконы, придерживаясь русско-византийской традиции. На память о посещении монастыря монахини поднесли мне икону Спасителя, написанную одной из сестер»[13]. Это была цитата из воспоминаний владыки Анатолия (Кузнецова), бывшего в то время управляющим Уфимской епархий, ныне викарного архиепископа Сурожского в епархии РПЦ МП расположенной на территории Великобритании.
В 1988г., когда весь мир торжественно отмечал тысячелетие христианства на русской земле, в Успенском монастыре помимо всеобщего духовного ликования по поводу молитвенного сопричастия с соотечественниками в единстве веры и духовной традиции, также пришелся своей праздник. В этом году исполнилось тридцатилетие основания святой обители.
Запомнились сестрам многие известные гости из России, которые во время своих многочисленных официозных визитов в Рим, нередко удостаивали своим вниманием и, расположенный в тени всемирно известных святынь скромный монастырь.
церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы русского Успенского женского монастыря
Среди них, церковно-общественный деятель советского периода митрополит Никодим (Ротов), к слову сказать, русские монахини были среди первых, кто совершал молитву над новопреставленным иерархом, расставшимся с этим бренным миром у ног Понтифика. Сестры пели при совершении панихид, служившихся в Ватикане иерархами Русской Православной и Католической Церквей.
Бывали в Успенском монастыре и многие из учеников знаменитого владыки Никодима. Это, во-первых, нынешний лидер российской церковной жизни митрополит Кирилл (Гундяев), во-вторых, маститый иерарх старейший синодал и первый викарий Святейшего Патриарха митрополит Ювеналий (Поярков), управляющий Московской епархией, далее: архиепископ Великого Новгорода Лев (Церпицкий), епископ Илиан (Востряков) бывший Калужский и многие другие, посещавшие Рим представители РПЦ.
Среди икон, хранящихся в домовом монастырском храме, имеются образа привезенные из России, митрополит Никодим, в один из своих приездов подарил чеканную икону, другая святыня преподнесена на молитвенную память отцом Владимиром Рожковым. Следует обратить внимание на образ, с ковчежцем, в котором хранится частица святых мощей святителя Никиты Новгородского чудотворца, она также свидетельство нашей духовной близости и церковного родства.
Богатые свидетельства о дружбе и общении сестер Успенского монастыря с православным духовенством в России содержит библиотека обители. Среди книг имеется 4-х томный машинописный сборник сочинений митрополита Никодима (Ротова)[14]. Выпускник Папского Восточного института в Риме доктор канонического права, протоиерей Владимир Рожков подарил экземпляр своей диссертации «Церковные вопросы в Государственной Думе»[15] с автографом: «На добрую память в русский Успенский монастырь от автора. Прот. В. Рожков. 21.XI. 75.».
Можно также указать на другие интересные раритеты, которые хранятся в книжном собрании обители. Это работа о. Энри Перроа (s.j.) «Святой Игнатий Лойола»[16], в переводе с французского отца Николая Бока (s.j.), известного русского дипломата, ставшего священником в эмиграции. Книга издана в Нью-Йорке, знаменитым центром Фордамского университета, сделавшего много в направлении развития русского католического движения и изучении духовного наследия православного востока. На экземпляре имеется дарственная надпись: «Библиотеке Русского монастыря в Риме (от о. Антония Корена s.j.)».
Другой труд, - «Воспоминания о Киево-Печерской Лавре»[17], написанный доктором права, профессором И.Н. Никодимовым[18], в машинописном виде выпущенный Институтом по изучению СССР в Мюнхене в 1960г. Этим же институтом выпущена другая интересная книга, иллюстрирующая историю церковной жизни в условиях гонений и богоборчества в Советском Союзе. Это - «Православная молодежь в борьбе за Церковь в СССР», ее автор протоиерей Д.В. Константинов[19].
Наличие этих редких памятников интеллектуального сопротивления, которое оказывали русских верующие люди в эмиграции господству атеизма в Советской России, свидетельствует, если не о сотрудничестве, так о моральной, духовной и молитвенной поддержке со стороны сестер Успенской обители своей страждущей родине.
В настоящем обзоре библиотечного собрания, не возможно обойти вниманием книги, написанные известными русскими католическими священниками. Это работа архимандрита Георгия Брянчанинова «Воспоминания студента Духовной Академии в Риме 1939-1947гг.»[20] и книга отца Иосифа Германович «Китай-Сибирь-Москва»[21], содержащие бесценные исторические свидетельства. (Попутно смею заметить, что этих изданий нет в библиотеке Папского Восточного института).
Среди близких нам авторов, имеется издание известного историка русского зарубежья Михаила Талалая «Церковь Рождества Христова во Флоренции»[22] с его собственноручной дарственной надписью «В Русский Успенский монастырь от автора. Подпись. Флоренция, 19 (6). IV. 93».
Долгие годы близким монастырю человеком была монахиня Фаустина, которая работала в Восточной Конгрегации, после ее смерти книги матушки были переданы в Успенский монастырь. Одна из книг этого собрания – диссертация «Как молились Богу древние византийцы»[23], ее автор отец Михаил Арранц, получивший ученую степень по богословию в Ленинградской духовной академии в 1979г, на экземпляре имеется автограф: «Alla Rev.ma madre Fausta. 5.IX.80. L’autore»[24].
Из небогатых русскоязычных и иностранных печатных источников, где содержится информация об Успенской обители, позвольте указать следующие:
В сборнике, знакомом многим россиянам «Свет и жизнь