Восточные Католические Церкви и
Российская Греко-Католическая Церковь
в Католической Церкви
(канонический обзор)

1. Введение.

К сожалению для жителей России слова Католическая Церковь очень часто обозначают то же, что и слова Церковь Запада - то есть Латинская Церковь. Между тем, Католическая Церковь отнюдь не состоит только из Латинской Церкви. Помимо Католической Церкви Латинского Обряда (наиболее многочисленной), существует двадцать одна Католическая Церковь Восточного Обряда. Все эти Церкви объединены узами единства веры и иерархического общения с Апостольским Престолом. При этом большинство из них разделяет с Православными Церквами, не состоящими в полном общении с Римом, общее литургическое наследие, обычаи, духовность, многие аспекты богословского мышления и церковной дисциплины.

История этих Церквей разнообразна и, часто, неоднозначна. Очень часто начало нынешним Восточным Католическим Церквям полагали группы восточных христиан, не пребывавших в общении с Римом. По тем или иным причинам эти верующие, часто - вместе с иерархией - приходили к восстановлению этого полного общения с Западной Церковью. По этой причине многие из Восточных Католических Церквей (не все, так как некоторые из них никогда не разрывали общения с Римом) называют "униатскими" (соединенными) Церквами. Следует отметить, что многие восточные католики сами скорее склонны рассматривать себя как "православных в общении с Престолом Петра". Однако, сложная историческая и духовная проблематика восточного католичества выходит за рамки этой статьи, посвященной только некоторым общим и частным вопросам канонического права Католической Церкви.

В 1990 году Апостольский Престол обнародовал Кодекс Канонов Восточных Церквей ( ККВЦ), содержащий нормы канонического права, общие для всех Восточных Католических Церквей. Именно этот Кодекс (вместе с рядом иных документов более частных, или же не имеющих законодательного характера) описывает и регулирует положение восточных католических общин в современной Католической Церкви. Отметим, что перевода ККВЦ на русский язык в настоящее время не существует. Кроме того, согласно письму Службы Управления Имуществом Апостольского Престола от 9 марта 1991 г., только латинский текст является официальным и имеет характер юридической нормы. Тексты ККВЦ, включенные в эту статью переведены специально для нее ее автором и носят исключительно неофициальный и ознакомительный характер. Кроме ККВЦ к Восточным Церквам имеют отношение отдельные нормы (там, где это специально оговорено) Кодекса Канонического Права Латинской Церкви, обнародованного в 1983 г. (ККП).

Одной из Восточных Католических Церквей "своего права" является Российская Греко-Католическая Церковь. В этой статье будет дан краткий обзор тех общих и частных норм канонического права, прежде всего - касающихся Восточных Церквей, которые особенно актуальны и важны для Российской Греко-Католической Церкви в ее нынешней ситуации. Там, где в этой статье даны ссылки на конкретные каноны, если не указано иное, имеются в виду каноны ККВЦ.

2. Восточные Католические Церкви в целом и их место в Католической Церкви.

Высказывая особое уважение в отношении Восточных Католических Церквей, II Ватиканский Собор, в декрете "О Восточных Католических Церквах", в частности, указывает: "... отдельные Церкви - как Восточные так и Западные. .. обладают равным достоинством, так что ни одна из них не превосходит другую благодаря обряду, и пользуются они одними и теми же правами и несут одни и те же обязанности, включая долг проповеди Евангелия во всем мире под водительством Римского Понтифика" (OE, 3). "Поэтому повсюду надлежит заботиться о поддержке и развитии всех отдельных Церквей, и для этого следует учреждать приходы и их собственную иерархию там, где этого требует духовное благо верующих" (OE, 4). Декрет содержит и другие указания, впоследствии воплощенные в ККВЦ 1990 г. Этот декрет устанавливает важную норму, относящиеся к месту Восточных Церквей в Католической Церкви - а именно указывает, что все обряды Католической Церкви равны по своему достоинству и заслуживают сохранения, уважения и развития. Кроме того, согласно приведенным текстам, все Католические Церкви заслуживают заботы об их поддержке и развитии, вне зависимости от числа их верующих.

В духе Собора, кодекс определяет, что обряды Восточных Церквей, как наследие всей Христовой Церкви, в котором ясно видно предание, пришедшее от Апостолов через Отцов, и которое утверждает божественное единство Католической веры в многообразии, должны благоговейно сохраняться и распространяться (Кан. 39).

Обряд - это литургическое, богословское, духовное и дисциплинарное наследие, культура и обстоятельства истории конкретного народа, посредством которых они выражают свой собственный способ жить верой в каждой Церкви своего права. ККВЦ признает существование пяти обрядов (которые, с литургической точки зрения, точнее было бы назвать семействами обрядов по их происхождению) - Александрийского, Антиохийского, Армянского, Халдейского, и Константинопольского, к одному из которых относится каждая Церковь своего права (Кан. 28).

Церковь своего права - это группа верных Христу, объединенная иерархией по норме права, которую высшая власть Церкви в явным или подразумеваемым образом признает обладающей своим правом (Кан. 27).

Церкви своего права подразделяются на Патриархийные, Верховно-Архиепископские, Митрополичьи и иные, к которым относится и Российская Греко-Католическая Церковь.

3. Принадлежность верующих к конкретной Восточной Церкви.

ККВЦ определяет нормы, посредством которых верующие причисляются к той или иной Церкви своего права. Мы здесь рассмотрим только некоторые нормы, которые могут иметь значение в российской ситуации. Здесь и далее под "Церковью", если это слово приводится без оговорок, подразумевается "Церковь своего права".

При крещении не достигших 14-летнего возраста детей родителей-католиков, они причисляются к Церкви отца или, по обоюдному согласию родителей, к Церкви матери. Ребенок от смешанного брака (в котором только один из родителей - католик), при крещении его в Католической Церкви причисляется к Церкви родителя-католика. Ребенок незамужней матери причисляется при крещении к ее Церкви. (Кан. 29 ККВЦ, 111 § 1 ККП).

Крещаемый, которому исполнилось 14 лет, вправе сам выбирать, в какой Церкви он примет крещение. (Кан. 30 ККВЦ, 111 § 2 ККП).

Крещеные некатолики, входящие в полное общение с Католической Церковью, должны сохранять свой обряд, где бы они ни находились, а также чтить его и соблюдать в меру своих сил. Они причисляются к Церкви именно этого обряда (Кан. 35). Эта норма очень важна. Фактически, она означает, что все верующие Русской Православной Церкви, вошедшие в католическое общение, если только они не получили специального разрешения, необходимого для причисления к Латинской Церкви, канонически принадлежат к Российской Греко-Католической Церкви. При этом они имеют полное право приступать к Таинствам Евхаристии, Покаяния и Помазания больных в любой Католической Церкви своего права, включая и Латинскую. (Кан. 403 § 1 ККВЦ, 844 § 1 ККП) Это, однако, даже если практикуется долго и вошло в обычай, не повлечет за собой изменения обряда и церковной принадлежности (Кан. 112 ККП). Равным образом не влечет изменение обряда и церковной принадлежности верующих тот факт, что они могут быть поручены попечению иерарха или приходского священника другой Церкви своего права (Кан. 38 ККВЦ).

Заслуживает внимания ситуация в браках, где супруги принадлежат к разным Церквам Своего права. В таких браках супруг любого пола, принадлежащий к Латинской Церкви может свободно перейти в обряд другой стороны. (Кан. 112 ККП) Что же касается восточнообрядной стороны, то только жена может свободно присоединиться к Церкви своего мужа (Кан. 33 ККВЦ). Это право они имеют при заключении брака и в продолжение его. При прекращении брака (вдовство или церковное аннулирование брака) изменившая обряд сторона может свободно вернуться в свою прежнюю Церковь своего права.

Наконец верующий, уже принадлежащий к одной из Церквей своего права может перейти в другую исключительно с согласия (разрешения) Апостольского Престола. Если же речь идет о верном Христу из епархии какой либо Церкви, желающем перейти в другую Церковь, имющую свою епархию на той же территории, предполагается, что согласие Апостольского Престола было дано, если епархиальные Епископы обеих епархий письменно согласны на такой переход (Кан. 32 ККВЦ, 112 ККП). В приложении к сегодняшней ситуации в России это означает, что как верующий восточного обряда, желающий быть официально причисленным к Латинской Церкви, так и верующий латинского обряда, желающий официально быть причисленным к одной из Восточных Церквей (скажем, к Российской Греко-Католической Церкви) нуждается в специальном разрешении, которое он должен запросить у Апостольского Престола.

4. Права и обязанности верующих Восточных Церквей по отношению к своему обряду.

Верные Христу имеют право в совершении богослужений следовать предписаниям их собственной Церкви своего права (Кан 17. ККВЦ).

Верующие миряне обязаны приумножать понимание своего обряда и ценить его, и обязаны сохранять его везде, где бы ни находились, если только в отношении чего-либо иное не позволено законом (Кан. 40 § 3 ККВЦ). Последняя оговорка имеет в виду право участвовать в литургии других обрядов (Кан. 403 § 1), а также право принимать обычаи другого обряда в отношении праздников и дней поста, для лиц, находящихся вне территории своей Церкви или вступивших в межобрядовый брак (Кан. 883 ККВЦ).

Никто не может осмеливаться на то, чтобы каким-либо образом принуждать того или иного верного Христу к переходу в другую Церковь своего права (Кан. 31 ККВЦ).

5. Обязанности иерархов, которым вверено попечение о верующих другого обряда.

Попечение о верующих той или иной Восточной Церкви в ряде случаев может быть поручено иерарху другой Церкви своего права, в том числе Латинской. Какие нормы должны соблюдаться в этом случае?

Если латинский Епископ имеет в своем диоцезе (что, согласно норме Кан. 369 ККП, означает, строго говоря не "на своей территории", а "в числе верующих, вверенных его попечению") верующих другого обряда, он обязан обеспечить необходимое для удовлетворения их духовных нужд, посредством священников, или приходов соответствующего обряда или через епископского викария. (Кан. 383 § 2 ККП). Важно еще раз отметить, что при этом соответствующие верующие остаются причисленными к своей Церкви своего права (Кан. 38 ККВЦ). Это норма ККП. ККВЦ даже более строг в этом отношении. Согласно его нормам, епархиальный епископ, которому вверено попечение о верующих другой Церкви своего права, связан серьезным обязательством обеспечить все необходимое, чтобы эти верующие сохраняли, культивировали и соблюдали свой обряд, насколько они только могут. Их духовные нужды он должен удовлетворить, если это возможно, посредством пресвитеров и приходских священников их Церкви своего права, или даже посредством синкелла, учрежденного для их окормления. (Кан 193 § 1-2 ККВЦ). Следует отметить, что эти нормы, видимо, как затрагивающие права верующих восточного обряда, применимы и в отношении латинского иерарха, в случае, когда ему вверено попечение об этих верующих.

Верующие любой Церкви своего права, включая Латинскую, если они часто вступают в отношения с верующими другой Церкви своего права в силу своей должности, служения или функции, должны быть тщательно подготовлены в отношении теоретического и практического знания обряда этой Церкви, в соответствии со значимостью своей должности, служения или функции (Кан. 41 ККВЦ).

В свою очередь следует заметить, что верующие имеют полное право и свободу давать пастырям Церкви знать об их нуждах, особенно духовных, и пожеланиях (Кан. 15 § 2 ККВЦ, 212 § 2 ККП).

Теперь следует рассмотреть важный вопрос канонического подчинения Российской Греко-Католической Церкви в России.

6. Канонические структуры русских католиков византийского обряда (исторический обзор).

В конце XIX - начале XX века появилось определенное движение среди русских православных в сторону воссоединения Православной и Католической Церквей. Многие участники этого движения формально присоединялись к Католической Церкви, часто образуя первые, неформальные группы русских католиков Византийского Обряда. Среди этих первых русских католиков были и священнослужители - из числа воссоединившихся с Римом православных священников, или рукоположенные по восточному обряду за границей. Существование канонических структур для этих русских католиков было практически невозможным, поскольку до 1905 года российские светские законы запрещали переход из Православной Церкви (господствующего вероисповедания) в другие исповедания. Создание таких структур стало возможно после издания Указа о веротерпимости (17 апреля 1905 г). Глава Греко-Католической Церкви Украины Митрополит Андрей Шептицкий, имевший от Папы Пия X особые личные полномочия на устройство в России Греко-Католической Церкви назначил своим наместником в России (формально - наместником Каменецкой Епархии, единственной формально существовавшей на территории России епархии греко-католиков) о. Алексея Зерчанинова (29 июня 1907 г). Это положило начало каноническому основанию Российской Греко-Католической Церкви. Затем (21 мая 1908 г.) о. Алексей Зерчанинов был назначен Римом как глава миссии для русских католиков восточного обряда, подчиненной непосредственно Риму, с указанием в декрете о назначении его канонических полномочий. Первая полноценная каноническая структура для русских католиков восточного обряда в виде Экзархата (31 мая 1917 г), учрежденного Митрополитом Андреем Шептицким, в силу данных ему полномочий. В Маньчжурии (Харбин), для находящихся там русских католиков восточного обряда, позднее также был учрежден Экзархат (20 мая 1928 г). Русские католики восточного обряда в эмиграции часто объединялись в миссии или приходы, как правило, подчиненные местной латинской иерархии. Хотя у русских католиков за рубежом и было несколько иерархов в епископском сане, они не имели юрисдикционных полномочий в отношении русских католиков за рубежом. Особой канонической структуры для русских католиков восточного обряда в эмиграции учреждено не было.

7. Современное каноническое положение Российской Греко-Католической Церкви России.

Следует специально отметить, что Митрополит Андрей Шептицкий, устраивая дела Российской Греко-Католической Церкви, действовал не от собственного имени, а от имени Апостольского Престола. Его власть над русскими католиками восточного обряда носила не ординарный, а делегированный характер. Это сразу же ставило Российскую Греко-Католическую Церковь в прямую зависимость от Апостольского Престола. Экзархат в Харбине также был учрежден непосредственно Апостольским Престолом.

Согласно ККВЦ, кан 311 § 2, учреждение и уничтожение Экзархатов, не относящихся к территории Патриархийных Восточных Католических Церквей, относится к исключительной компетенции Апостольского Престола. Поскольку Апостольский Престол не принимал решения о формальном уничтожении какого-либо из двух упомянутых Экзархатов, они канонически существуют. Это подтверждается и официальным справочным изданием Католической Церкви - Понтификальным Ежегодником (Annuario Pontificio) за 2001 год, где оба Экзархата числятся существующими, но вакантными (незанятыми).

Таким образом, на территории России, Российская Греко-Католическая Церковь формально существует и имеет формальную каноническую структуру в виде Экзархата, учрежденного в 1917 году. Экзархами этого Экзархата были бл. Леонид Федоров (с 1917 до 1935 года) и бл. Климентий Шептицкий (с 1939 [1941?] до начала 1950-х - дата его смерти точно неизвестна). Разумеется, Экзархат, как каноническая структура в данном случае существует только юридически (de jure), в то время как должность Экзарха на данный момент остается вакантной.

Разумеется, каноническое существование структур Российской Греко-Католической Церкви уже само по себе означает, что ее существование как Церкви своего права, для которой создавались эти структуры, не может подвергаться сомнению.

8. Нормы канонического права, касающиеся природы Экзархата и назначения Экзарха.

Рассмотрим здесь только некоторые нормы ККВЦ, касающиеся отдельных Экзархатов, не находящихся на территории Патриархийных Церквей своего права. Российский Экзархат является именно таковым.

Экзархат - это часть Народа Божиего, которая, в силу особых обстоятельств, еще не учреждена как Епархия. Экзархат ограничен территориально или иным образом и вверяется Экзарху. Учреждение, изменение и уничтожение Экзархатов вне территории Патриархийных Церквей относится к компетенции Апостольского Престола (кан. 311). Права Экзарха соответствуют правам епархиального епископа, если иное прямо не указано в законе или не очевидно из самой природы вопроса (кан. 313). Право назначения Экзарха на вакантную должность Экзарха Российского Экзархата принадлежит Апостольскому Престолу (кан. 314 § 1).

9. Нормы канонического права, касающиеся управления вакантным Экзархатом.

Когда Экзархат вакантен, управление им переходит к Протосинкеллу (соответствующему по должности Генеральному Викарию Епископа в латинском каноническом праве), или, если такового нет, к приходскому священнику, старшему по времени рукоположения. Принявший временное управление Экзархатом должен как можно скорее уведомить об этом церковную власть, которой принадлежит право назначения Экзарха. Тем временем он может пользоваться всеми правами и полномочиями Экзарха, кроме тех, которые были даны Экзарху исключительно персонально (кан. 320).

При этом, очевидно остаются в силе нормы, относящиеся к вакантным Епарихям, согласно которым в вакантной епархии недопустимы никакие нововведения, а тем, кто временно ответственен за управление епархией, запрещено совершать что-либо, что наносящее ущерб епархии или правам епископа (кан. 228).

Следует отметить, что нормы этих канонов не могут, по видимому, быть применены к ситуации Российского Экзархата, поскольку он был полностью разрушен во время репрессий. Ни принадлежащих именно к Экзархату приходских священников, ни, тем более, Протосинкелла Российский Экзархат не имеет. Рассмотрим, поэтому, другие нормы канонического права, которые могут относиться к подобной ситуации.

10. Некоторые другие нормы канонического права об управлении Восточными Церквами.

Достаточно важно рассмотреть применимость к российской ситуации нормы, установленной в Кан. 916 § 5 ККВЦ. Согласно этой норме "там, где для верных Христу, принадлежащих к какой-либо Церкви своего права, не было учреждено [даже] Экзархата, их иерархом является местный иерарх другой Церкви своего права, даже Латинской Церкви <...> Если же там имеется несколько иерархов, их иерархом будет тот, кто назначен таковым Апостольским Престолом <...>". Если этот канон действовал бы в российском случае, верующие Российской Греко-Католической Церкви в России автоматически подчинялись бы местной латинской иерархии. Но этот канон не может рассматриваться, как действующий в российской ситуации, поскольку его действенность ограничена условием - "там, где ... не было учреждено Экзархата", в то время как для верующих Российской Греко-Католической Церкви в России таковой был учрежден в 1917 году и до сих пор существует, как вакантный.

В этом случае следует принять во внимание раздел ККВЦ, посвященный управлению теми Восточными Церквами, которые не являются Патриархиями, Митрополиями или Верховно-Архиепископскими Церквами. Рассмотрим каноны этого раздела.

Церковь своего права, которая не является ни Патриархией, ни Митрополией, ни Верховно-Архиепископской Церковью, вверяется иерарху, который возглавляет ее по нормам общего и партикулярного права, утвержденного Апостольским Престолом (Кан. 174). Эти Церкви непосредственно зависят от Апостольского Престола, а упомянутый выше иерарх пользуется своими правами и исполняет обязанности, как делегат Апостольского Престола (Кан. 175). Если общее право ссылается в чем-либо на партикулярное право или на высшую административную власть Церкви своего права, соответствующей компетентной властью в рассматриваемых нами Церквах является иерарх, возглавляющий их по норме права, с согласия Апостольского Престола, если явно не указано иное (Кан. 176).

Таким образом, Российская Греко-Католическая Церковь зависит непосредственно от Апостольского Престола, который может вверить управление ею какому-либо иерарху ее или иного обряда. На момент написания этой статьи нам неизвестно о существовании такого официального решения Апостольского Престола. Без такого решения ни один иерарх, включая местную латинскую иерархию, не имеет канонических полномочий и власти управления в отношении Российского Экзархата в частности и всей Российской Греко-Католической Церкви в целом. В случае отсутствия такого решения Российская Греко-Католическая Церковь, там, где для ее верующих существуют вакантные Экзархаты - в частности, в России - зависит от Апостольского Престола без посредников.

При этом, несмотря на неполную ясность канонической ситуации, можно, разумеется, только приветствовать ситуации, когда местная латинская иерархия старается удовлетворить духовные нужды верующих Российской Греко-Католической Церкви посредством священников и приходов Византийского Обряда.

В сложившейся ситуации, которая довольно тяжела для Российской Греко-Католической Церкви, вероятно, было бы целесообразно направить Апостольскому Престолу запрос, с целью окончательного выяснения вопроса о каноническом подчинении ее верующих на территории России.

11. Имеют ли верующие Российской Греко-Католической Церкви какие либо возможности для того, чтобы содействовать укреплению своей Церкви и возрождению ее духовной жизни?

Такие возможности, несомненно, имеются.

Помимо очевидной возможности участия в жизни существующих немногочисленных католических приходов и общин Византийского Обряда там, где таковые есть, российские греко-католики также могут на благо Церкви и своей духовной жизни свободно пользоваться правом на создание объединений, которое предоставляет им Церковь посредством норм канонического права.

Верующие католики любого обряда имеют возможность свободно объединяться в ассоциации с благочестивыми целями (Кан 18 ККВЦ, 215 ККП). Если такие ассоциации носят частный характер (не именуют себя "католическими", не выступают от имени Католической Церкви и не претендуют на статус "церковных"), для их законного существования нет необходимости в специальном одобрении со стороны церковных властей. (Кан. 573 § 2 ККВЦ). Канонические нормы, относящиеся к созданию и существованию таких ассоциаций выходят за рамки этой статьи и регулируются XIII разделом ККВЦ и V разделом ККП.

Имеет смысл создавать такие ассоциации (молитвенные группы, общины и объединения верующих восточного обряда и т.п.) с целью обеспечивать их членам возможность для более глубокой духовной жизни (совместная молитва в соответствующем обряде, христианское служение ближним и т.д.), с просветительскими и иными подобными целями. Существование таких ассоциаций и их дальнейшее развитие и последующее каноническое утверждение в тех случаях, когда оно желательно, несомненно будет содействовать укреплению, возрождению и развитию Российской Греко-Католической Церкви и ее духовной жизни.

Такие объединения вполне могут создаваться и для того, чтобы в дальнейшем содействовать устройству прихода или священника Русско-Византийского Обряда в соответстующем городе или регионе. Для достижения такоой цели они должны в подобающее время информировать компетентные церковные власти о своих соответствующих духовных нуждах и о необходимости обеспечить пастырское окормление входящих в них верующих.

12. Резюме.

На основе подробно изложенного выше, сделаем некоторые общие выводы:

- Восточные Католические Церкви занимают важное место в современной Католической Церкви и имеют право на существование и развитие.

- Российская Греко-Католическая Церковь существует как Церковь "своего права". На территории России существует Российский Экзархат этой Церкви, в настоящее время вакантный.

- Верующие Российской Греко-Католической Церкви (в том числе и верующие Русской Православной Церкви, вошедшие в полное общение с Католической Церковью) имеют полное право и обязанность сохранять и практиковать свой обряд.

- В случае, если попечение о них поручается иерарху другого обряда, он обязан позаботиться об удовлетворении их духовных нужд в соответствии с их обрядом.

- В силу существования Российского Экзархата, хоть и вакантного, верующие Российской Греко-Католической Церкви могут быть вверены попечению местной латинской иерархии - но это происходит не автоматически, а только вследствие особого решения Апостольского Престола.

- Вопрос о каноническом подчинении верующих Российской Греко-Католической Церкви, таким образом, остается открытым и ответ на него нуждается в дальнейших уточнениях.

- Вне зависимости от наличия своей иерархии верующие Российской Греко-Католической Церкви вправе объединяться в ассоциации, в том числе и с целью совместного сохранения и совместной практики веры в соответствии со своим, Русско-Византийским, обрядом. Такие ассоциации не нуждаются, для своего существования, в особом одобрении со стороны иерархии, за исключением особых случаев, а потому могут создаваться, развиваться и действовать на благо Церкви даже в ситуации некоторой канонической неопределенности.

Федор Петров

eastcath@mail.ru

Hosted by uCoz