Рональд
Робертсон
ВОСТОЧНО-КАТОЛИЧЕСКИЕ
ЦЕРКВИ
Разрыв между латинской и
византийской Церквями,
символом которого
оказалось взаимное
отлучение епископов Рима и
Константинополя в 1054 году,
простым людям на Востоке
стал очевиден после
захвата в 1204 году
латинянами-крестоносцами
Константинополя. Попытки
восстановить единство
предпринимались на II
Лионском соборе 1274 года и
на Ферраро-Флорентийском
соборе 1439 года, но ни одна
из них не увенчалась
успехом.
Впоследствии в Риме было
разработано учение о
Церкви, по которому все
поместные Церкви должны
находиться под
непосредственной
юрисдикцией папы Римского.
Это, в свою очередь,
подразумевало, что Церкви,
не находящиеся под его
юрисдикцией, могут стать
объектом миссионерской
деятельности, нацеленной
на то, чтобы привести их в
общение с Римской
Церковью.
Одновременно с этим
разрабатывалось понятие
"обряд", согласно
которому группы восточных
христиан, подтвердившие
свое единство с
Католической Церковью,
вправе были сохранять свою
литургическую традицию и
каноническую дисциплину.
Такого рода
миссионерская
деятельность, которую
нередко поддерживали
католические
правительства стран, где
православные находились в
меньшинстве, была
направлена на все
Православные Церкви. В
результате, небольшие
группы верующих
практически всех этих
Церквей присоединились к
Риму. Следует отметить, что
далеко не все
присоединения были плодом
деятельности католических
миссионеров. Например,
возникновение Болгарской
Греко-католической Церкви
связано со спонтанным
движением православных к
Риму, а ливанские марониты
утверждают, что их
литургическое общение с
Римом вообще не
прекращалось.
В зависимости от
обстоятельств, эти
присоединения так или
иначе были связаны с
латинизацией, то есть с
принятием ряда практик и
взглядов, характерных для
латинской Церкви. Как
следствие,
присоединившиеся Церкви
зачастую утрачивали связь
со своими духовными
корнями.
Так, столь важная для
православной духовности
монашеская традиция
исчезла в большинстве
Восточно-католических
Церквей, хотя религиозная
жизнь продолжалась в форме
конгрегации, берущих за
образец латинские
апостолические общины.
После II Ватиканского
собора предпринимаются
усилия исправить такое
положение*.
Все эти Церкви вошли в
юрисдикцию папы Римского
через Конгрегацию для
Восточных Церквей, одно из
отделений Римской курии.
Она возникла в 1862 году в
рамках службы Propaganda Fide
(Распространение Веры),
занимающейся
миссионерской
деятельностью Церкви, и в
1917 году была превращена
папой Бенедиктом XV в
автономную Конгрегацию. По
отношению к духовенству и
мирянам в
Восточно-католических
Церквях она играет такую
же роль, какую другие
службы курии играют в
отношении латинской
Церкви.
Восточная Когрегация
патронирует известный
Папский Восточный
Институт в Риме (the Pontifical
Oriental Institute), находящийся
под руководством иезуитов
и располагающий одной из
лучших в мире библиотек по
Восточному христианству.
Необходимо упомянуть,
что в прошлом
Восточно-католические
Церкви обычно назывались
"униатскими", но этот
термин воспринимается
сегодня как
оскорбительный, а потому
его больше не используют.
Для большинства
православных эти Церкви -
препятствие на пути
примирения Католической и
Православной Церквей. Они
* Сам факт исчезновения в
так называемых
Восточно-католических
Церквях монашеской
традиции, о котором пишет
автор, свидетельствует о
том, что обряд сам по себе
не является гарантом
сохранения
православности.
Православие глубоко
связано с догматическим
учением Церкви и
соблюдением ее канонов.
Догматическое же учение в
православии до сих пор
было иным, нежели у
католиков, именно оно и
способствует развитию
монашества в виде,
характерном для
православия. (Прим.
перев.)
полагают, что одно уже их
существование
свидетельствует об
отрицании католиками
Православной Церкви как
Церкви, что такое
объединение православных
с католиками порождено
желанием расколоть
местные православные
общины. Они видят в членах
Восточных Церквей либо
православных, чье
пребывание в Католической
Церкви - ненормальное
явление, вызванное внешним
насилием, либо католиков,
притворяющихся
православными для того
чтобы обратить
православных в
католичество.
Один из документов II
Ватиканского собора Orientalium
Ecclesiarum касается
Восточно-католических
Церквей. Он утверждает их
равенство с латинской
Церковью и призывает
Восточных католиков
заново открыть свои
самобытные традиции, а
также подчеркивает особое
призвание восточных
католиков в деле
установления
экуменических отношений с
православием.
Церковная жизнь в
Восточно-католических
Церквях управляется в
соответствии с Кодексом
канонов Восточных Церквей,
обнародованном папой
Иоаннам Павлом II 18 октября
1990 года и обретшим силу
закона 1 октября 1991 года.
Согласно новому
Восточному Кодексу,
Восточно-католические
Церкви подразделяются на 4
категории:
1) патриарший (Халдейская,
Армянская, Коптская,
Сирийская, Маронитская и
Мелькитская Церкви);
2) главные
архиепископальные
(Украинская и
Сиро-Малабарская
Католические Церкви);
3) имеющие статус
митрополий (Эфиопская,
Сиро-Маланкарская,
Румынская и Американская
Русинская Церкви);
4) прочие (Болгарская,
Греческая, Венгерская,
Итало-Албанская и
Словацкая Церкви, а также
диоцез,
распространяющийся на всю
бывшую Югославию).
Белорусская, Албанская,
Грузинская и Русская
Восточно-католические
Церкви не имеют духовной
иерархии.
Каждая из
Восточно-католических
патриарших Церквей имеет
право иметь своего
патриарха. Он избирается
синодом епископов данной
Церкви и немедленно
провозглашается и
интронизируется, после
чего испрашивает
церковного общения у папы.
Синоды патриарших Церквей
избирают епископов для
диоцезов на территории
патриархии из числа
кандидатов, утвержденных
Римом.
Если избранный епископ
не был предварительно
одобрен курией, необходимо
получить согласие папы на
его утверждение
непосредственно перед
поставленном.
Главный архиепископ
избирается так же, как и
патриарх, но перед
интронизацией его
избрание должно быть
подтверждено Римским
первосвященником.
Митрополиты назначаются
папой, который выбирает их
из трех кандидатов,
представленных ему
собором епископов данной
Церкви.
Нижеследующая
информация о
Восточно-католических
Церквях сгруппирована по
их происхождению. Список
открывают Церкви, которые
не имеют прямых
некатолических корней,
затем следуют
Католические Церкви,
которые отделились от
Ассирийской Церкви
Востока, от Древних
Восточных Церквей и,
наконец, от Православной
Церкви.
КОНГРЕГАЦИЯ для
ОРИЕНТАЛЬНЫХ ЦЕРКВЕЙ
ПРЕФЕКТ: КАРДИНАЛ
СИЛЬВЕСТРИНИ (РОДИЛСЯ В 1923
ГОДУ, ЕПИСКОП С
1979 ГОДА, КАРДИНАЛ с 1988
ГОДА, ПРЕФЕКТ с 1991 ГОДА)
СЕКРЕТАРЬ: АРХИЕПИСКОП
МИРОСЛАВ СТЕФАН МАРУСИН
ЦЕРКВИ, НЕ
ИМЕЮЩИЕ ПАРАЛЛЕЛЕЙ В
ПРАВОСЛАВИИ
К этим Церквям относятся
две Восточно-католические
Церкви, в силу особых
исторических
обстоятельств не имеющие
параллелей среди
Восточных Церквей.
Маронитская
Католическая Церковь
История ливанских
маронитов восходит к концу
IV века, когда вокруг Св.
Марона собралась группа
учеников. Позднее они
построили на полпути из
Алеппо в Антаохию
монастырь. В V веке
монастырь решительно
поддерживал
христологическое учение
Халкидонского Собора.
В начале VIII века монахи
вместе с группой своих
последователей
перебрались в отдаленную
область горного Ливана,
где несколько веков
просуществовали в
относительной изоляции.
Именно в этот период они
осознали себя особой
Церковью и стали именовать
своего епископа
патриархом Антиохии и
всего Востока.
В XII веке, когда
крестоносцами было
основано латинское
княжество в Антиохии,
марониты вошли в контакт с
латинской Церковью. В 1182
году марониты формально
подтвердили свое единство
с Римом, однако
большинство маронитов
считает, что они никогда и
не прерывали общения с
Римской Церковью.
Патриарх Иеремия I
Аль-Амшитти (1199-1230) стал
первым маронитским
патриархом, посетившим
Рим, где в 1215 году он
участвовал в работе
Латеранского собора. Этот
визит положил начало
тесным связям с Римом и
тенденции к латинизации
Церкви. В XVI веке родину
маронитов завоевали турки,
и начался длительный
период владычества
Османской империи.
В 1736 году на горе Ливан
был созван главный собор
этой Церкви, проведший
важные реформы. На соборе
приняли свод канонов
Маронитской Церкви,
согласно которым Церковь
впервые была разделена на
диоцезы, были установлены
правила церковной жизни,
главные из которых
сохранились по сей день. С
начала XIX века западные
государства, особенно
Франция, стали
поддерживать маронитов,
входивших в состав
Османской империи. Резня
маронитов, которую турки
учинили в I860 году, вызвала
вооруженное вторжение
французов. После Первой
мировой войны Ливан и
Сирия попали под контроль
Франции.
Когда в 1944 году Франция
предоставила Ливану
полную независимость, она
попыталась гарантировать
безопасность маронитской
общине, введя конституцию,
согласно которой
президентом Ливана должен
быть маронит. Однако
гражданская война,
разразившаяся в 1975 году в
Ливане, обнаружила, что
будущее общины остается
проблематичным. Несколько
тысяч маронитов покинули
Ливан и поселились на
Западе.
Начиная с 1790 года,
резиденция маронитского
патриарха находится в
Бкирки, в 25 милях от
Бейрута. Ныне у Церкви 10
епархий, 770 приходов и 7
иных юрисдикции на Ближнем
Востоке. Маронитская
Церковь - самая
многочисленная в Ливане, в
нее входит 37% христиан и 17%
населения Ливана.
У маронитского
патриархата имеется
духовная семинария в
Газире и епархиальная
семинария в Карм-Садде,
близ Триполи. Высшее
богословские образование
можно получить в
Университете Св. Духа в
Каслике. В 1584 году в Риме
был основан Маронитский
Колледж.
Маронитская литургия
имеет западно-сирийское
происхождение, но испытала
влияние
восточно-сирийской и
латинской традиций.
Евхаристический канон
Церкви восходит к
сирийской литургии Св.
Иакова. Литургию служили
сначала по-сирийски, но
после арабского нашествия
стали использовать
арабский язык.
Постоянная эмиграция
маронитов из Ливана
привела в последние годы к
появлению общин в
диаспоре.
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: ЛИВАН,
СИРИЯ, КИПР, БРАЗИЛИЯ, США,
КАНАДА, АВСТРАЛИЯ
ГЛАВА: ПАТРИАРХ
НАСРАЛЛАХ КАРДИНАЛ СФЕИР
(РОДИЛСЯ В 1920 ГОДУ, ИЗБРАН В
1986 ГОДУ, КАРДИНАЛ С 1994 ГОДА)
ТИТУЛ: МАРОНИТСКИЙ
ПАТРИАРХ АНТИОХИИ
РЕЗИДЕНЦИЯ: БКИРКИ
(ЛИВАН) ЧИСЛЕННОСТЬ: 3 220 000
АДРЕС В ИНТЕРНЕТЕ: http://www.bkerke.org.lb/
Итало-Албанская
Католическая Церковь
В древности Южная Италия
и Сицилия имели тесную
связь с Грецией, долгое
время многие их обитатели
говорили на греческом
языке. В начале
христианской эпохи (хотя
большинство христиан
принадлежало к
византийской традиции) эта
область оказалась в
пределах Римского
патриархата, и начался
процесс ее постепенной
латинизации.
В VIII веке византийский
император Лев III перевел
эту область из юрисдикции
папы под юрисдикцию
Константинопольского
Патриархата, после чего
здесь началось
возрождение византийской
традиции. Завоевание этих
мест норманнами в XI веке
привело к возвращению в
латинский патриархат. В
это время местная
византийская Церковь
процветала, ей
принадлежали сотни
монастырей на побережье
Южной Италии. Норманны
запретили служить
византийскую службу,
греческие епископы были
заменены на латинских.
Начался процесс, который
привел к полному
растворению верующих в
латинской Церкви. Конец
этому упадку был положен в
XV веке, когда сюда прибыли
две большие группы
албанских эмигрантов,
бежавших от турок. Жители
северной части Албании,
христиане латинского
обряда, быстро смешались с
местным населением, но
жители южной, православной
части Албании, остались
верны своему
византийскому наследию.
Поначалу местные
латинские епископы
встретили это без
понимания, и хотя в XVI веке
папы поддержали
византийцев (в 1595 году им
был дан свой епископ),
кризис в общине
продолжался.
Ситуация стала
улучшаться лишь в XVIII веке.
В 1742 году папа Бенедикт XVIII
обнародовал буллу Etsi
Pastoralis, призванную улучшить
положение итало-албанцев.
Булла проложила путь более
прогрессивному
законодательству и
признанию равенства
византийского и
латинского обрядов,
которое произошло в
следующем веке.
В 1732 году в Калабрии и в
1734 году в Палермо были
открыты итало-албанские
духовные семинарии. Высшее
богословские образование
в этой Церкви можно
получить в Риме в
Греческом Колледже
(основан в 1577 году).
Ныне в Церкви две
епархии, имеющие
одинаковый статус. Епархия
Лунгро (в Калабрии) была
основан в 1919 году и имеет 27
приходов, в ее юрисдикции
вся континентальная
Италия. Епархия
Пьяна-дельи-Альбанези,
основанная в 1937 году,
распространяется на всю
Сицилию и имеет 15 приходов.
Наряду с этими епархиями
в Церкви есть основанный в
1004 году в нескольких милях
от Рима монастырь
Санта-Мариа-ди-Гроттасреррата;
это все, что осталось от
некогда цветущей
итало-греческой
монашеской традиции. В 1937
году монастырь получил
статус территориального
аббатства, согласно
которому его настоятель
имеет такую же власть над
монахами и местными
верующими, как и епископ.
У итало-албанцев нет
приходов в англоязычном
мире, но небольшие общины в
этих странах сохраняют
свою традицию посредством
таких групп, как Общество
итало-албанцев
византийского обряда
Богородицы Милующей,
находящееся на острове
Статен, штат Нью-Йорк (США).
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: ЮЖНАЯ
ИТАЛИЯ, НЕБОЛЬШАЯ ДИАСПОРА
ЧИСЛЕННОСТЬ: 64 000
ЦЕРКВИ
ОТДЕЛИВШИЕСЯ ОТ
АССИРИЙСКОЙ ЦЕРКВИ
ВОСТОКА
Халдейская
Католическая Церковь
Уже в XIII веке
католические миссионеры -
главным образом,
доминиканцы и
францисканцы - активно
действовали среди
верующих Ассирийской
Церкви Востока (см. I.
Ассирийская Церковь
Востока). Это привело к
обращению нескольких
епископов и заключению
кратковременных уний, но
постоянной общины
ассиро-католиков не
возникло.
В середине XV века в
Ассирийской Церкви
утвердилась традиция
наследования патриаршего
престола от дяди к
племяннику, в результате
чего в Церкви
господствовало одно
семейство и на патриарший
трон порой восходили
несовершеннолетние.
Когда в 1552 году был
избран такой патриарх,
группа ассирийских
епископов отказалась его
признать и решила искать
унии с Римом. Они избрали
своим патриархом
настоятеля монастыря
Юханнана Сулаку и послали
его в Рим для заключения
унии с Католической
Церковью.
В начале 1553 года папа
Юлий III провозгласил
Сулаку "патриархом
халдеев" Симоном VIII и 9
апреля 1553 года рукоположил
в соборе Св. Петра в Риме во
епископа.
В конце 1553 года новый
патриарх вернулся на
родину, где задумал
провести ряд реформ, но
встретил сильнейшее
противодействие местного
ассирийского патриарха.
Вскоре Симон был схвачен
пашой Амадии, подвергнут
пыткам и в январе 1555 года
казнен. В конце концов
группа, возглавлявшаяся
Сулакой, вернулась в
Ассирийскую Церковь
Востока, но в течение 200 лет
в Церкви продолжалась
смута и борьба между про- и
антикатолической
партиями. Положение
стабилизировалось только
в июле 1830 года, когда папа
Пий VIII утвердил
митрополита Иоанна
Гормиздаса главой всех
халдейских католиков,
присвоив ему титул
Вавилонского патриарха
халдеев с резиденцией в
Мосуле.
Во время Первой мировой
войны халдео-католики
подверглись жестоким
гонениям, к 1918 году погибли
4 их епископа, много
священников и около 70 000
верующих.
На протяжении веков
резиденция патриарха
неоднократно менялась,
пока в 1930 году не был
выбран Мосул. В 1950 году,
после значительной
миграции халдео-католиков
из Северного Ирака в
Багдад, патриарх также
перебрался в столицу, где
пребывает и в настоящее
время.
После подписания в
ноябре 1994 года в Риме
христологического
соглашения между папой
Римским и Ассирийским
патриархом отношения
между Халдейской
Католической Церковью и
Ассирийской Церковью
Востока стали быстро
улучшаться. В августе 1997
года Священные Синоды
обеих Церквей учредили
комиссию по диалогу для
обсуждения вопросов
пасторского
сотрудничества на всех
уровнях (см. I. Ассирийская
Церковь Востока).
Кандидаты в священники
учатся в Багдадской
патриаршей семинарии Св.
Петра. Семинария ныне не
дает высшего
богословского
образования. В Багдаде и
Мосуле есть центры по
духовному образованию
мирян. Рассматривается
вопрос об открытии в Ираке
католического
университета.
Больше всего
халдео-католиков живет в
Багдаде (Ирак). Всего в
Ираке имеется 10 халдейских
диоцезов, 4 - в Иране и еще 4
в других странах Ближнего
Востока. В Церкви
используется халдейская
(или восточно-сирийская)
литургия с элементами
латинской. Язык
богослужения - сирийский.
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: ИРАК,
ИРАН, СИРИЯ, ЛИВАН, ТУРЦИЯ,
ИЗРАИЛЬ,
ЕГИПЕТ, ФРАНЦИЯ, США
ГЛАВА: ПАТРИАРХ РАФАИЛ I
БИДАВИД (РОДИЛСЯ В 1922 ГОДУ,
ИЗБРАН В
1989 ГОДУ)
ТИТУЛ: ВАВИЛОНСКИЙ
ПАТРИАРХ ХАЛДЕЕВ
РЕЗИДЕНЦИЯ: БАГДАД (ИРАК)
ЧИСЛЕННОСТЬ: 304 000
Сиро-Малабарская
Католическая Церковь
Эта Церковь происходит
от христиан Апостола Фомы,
которых португальцы
встретили в 1498 году,
открывая для себя
Малабарское побережье
Индии (ныне штат Керала).
Как говорилось (см. I.
Христиане Апостола Фомы),
эти христиане пребывали в
полном общении с
Ассирийской Церковью в
Персии. Они с радостью
встретили португальцев
как братьев-христиан и
представителей Римской
Церкви, особый статус
которой они продолжали
признавать, несмотря на
годы изоляции.
Однако португальцы в
целом не признали
законности Малабар-ской
традиции и стали
навязывать христианам
Апостола Фомы латинские
обряды и каноны. На Синоде
1599 года под
председательством
португальского
архиепископа Гоаского был
принят ряд латинизирущих
изменений, в частности, о
назначении епископов из
португальцев, изменений в
литургии, использовании
латинских облачений,
безбрачии духовенства и,
наконец, об учреждении
инквизиции. Все это
вызвало общее
неудовольствие, которое
привело к тому, что в 1653
году большинство христиан
Апостола Фомы решило
порвать с Римом. В ответ
папа Александр VII послал на
Малабарское побережье
монахов-кармелитов, дабы
они способствовали
урегулированию ситуации. К
1662 году большинство
отколовшихся возобновило
общение с Католической
Церковью.
Европейцы-кармелиты
оставались епископами в
Сиро-Малабар-ской Церкви
до 1896 года, когда Рим
учредил для христиан
Апостола Фомы три
апостолических викариата
(Тричур, Эрнакулам и
Чанганачерри) под началом
местных сиро-малабарских
епископов. В 1911 году
появился четвертый
апостолический викариат-
Коттаям. В 1923 году папа Пий
XI установил церковную
иерархию, полностью
состоящую из
сиро-малабарцев.
Усиление автономии
способствовало
возрождению Церкви. Если в
1876 году насчитывалось 200 000
сиро-малабарских
католиков, то в 1931 году их
числоудвоилось. В I960 году в
Церкви было почти 1,5
миллиона верующих, в
настоящее время их около 4
миллионов. Среди верующих
сильно желание стать
священником или монахом. В
ноябре 1994 года в
Сиро-Малабарской Церкви
насчитывалось 27 869 монахов
вдобавок к 20 022
сиро-малабарским монахам
из латинских общин.
В Церкви имеется 16
конгрегации монахинь, 5 из
которых находятся под
покровительством папы
Римского.
Главные духовные
семинарии расположены в
Альвае (двухобрядовая),
Коттаяме, Сатне, Бангалоре
и Удджайне.
В 1934 году по инициативе
папы Пия XI в Церкви
начались литургические
реформы, призванные
восстановить восточную
природу сильно
латинизированного
сиро-малабарского обряда.
Восстановленная литургия,
основанная на
своеобразной
восточно-сирийской
традиции, в 1957 году была
одобрена Пием XII и в 1962 году
введена в обиход. Несмотря
на то что в 1985 году
Восточная Конгрегация
вновь одобрила введенную в
1962 году литургию, эти
реформы встретили сильное
сопротивление. Как
следствие, в большинстве
сиро-малабарских епархий
до сих пор используется
обряд, почти не
отличающийся от латинской
мессы.
В январе 1996 года папа
Иоанн Павел II
председательствовал в
Риме на специальном синоде
епископов
Сиро-Малабарской Церкви,
пытавшемся преодолеть
разногласия между
группами, которые
придерживаются разных
обрядов.
В 1998 году папа Иоанн
Павел II предоставил
сиро-малабарским
епископам полную
самостоятельность в
литургических вопросах,
чтобы они сами решали
возникшие разногласия.
Отношения
Сиро-Малабарской
Католической Церкви и
Латинской Церкви в Индии
были всегда напряженными,
особенно в связи с
вопросом о
распространении
сиро-малабарской
юрисдикции в остальные
части Индии ради
окормления эмигрировавших
из родных местмалабарпев.
Только в 1977 году Римская
курия начала учреждать
сиро-малабарские епархии в
тех частях Индии, где уже
существовали латинские
диоцезы.
До сих пор у
Сиро-Малабарской Церкви
отсутствовал единый
предстоятель, были два
равночестных митрополита
в диоцезах Эрнакулам и
Чанганачерри. 16 декабря 1992
года папа Иоанн Павел II
присвоил Сиро-Малабарской
Церкви статус Главной
Архиепископии и назначил
кардинала
Эрнакулам-Ангамальского
Антония Падияра первым
главным архиепископом.
После того как в середине
1998 года он ушел на покой,
его место оставалось
вакантным. Архиепископ
Варкей Витхаятхил был
назначен апостолическим
администратором Церкви sede
vacante et ad nutum Sanctae Sedis.
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: ИНДИЯ,
ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ШТАТ
К.ЕРАЛА ГЛАВА: [АРХИЕПИСКОП
ВАРКЕЙ ВИТХАЯТХИЛ,
АДМИНИСТРАТОР] ТИТУЛ:
ГЛАВНЫЙ АРХИЕПИСКОП
ЭРНАКУЛАМ-АНГАМАЛЬСКИЙ
РЕЗИДЕНЦИЯ: ЭРНАКУЛАМ
(Индия) ЧИСЛЕННОСТЬ: 3 886 000
ЦЕРКВИ
ОТДЕЛИВШИЕСЯ ОТ ДРЕВНИХ
ВОСТОЧНЫХ ЦЕРКВЕЙ
Армянская
Католическая Церковь
Крестоносцы-латиняне
установили тесные
контакты с Армянской
Апостольской Церковью в XII
веке, когда проходили
через армянское царство в
Киликии на пути в Святую
Землю. Союз между
крестоносцами и армянским
царем привел в 1198 году к
заключению между двумя
Церквями унии. Эта уния,
которая не была принята
армянами вне Киликии,
закончилась с завоеванием
в 1375 году Армянского
царства татаро-монголами.
22 ноября 1439 года на
Флорентийском соборе был
обнародован декрет Exultate Deo
о возобновлении унии с
Армянской Апостольской
Церковью, и хотя никаких
немедленных результатов
он не дал, декрет послужил
догматическим основанием
для будущей Армянской
Католической Церкви.
Миссионерская
деятельность католиков
среди армян началась еще
раньше, проводили ее так
называемые "братья
унии" - основанная в 1320
году (ныне не существующая)
армянская монашеская
община, связанная с
доминиканцами. С течением
времени разбросанные, но
численно растущие
армянские католические
общины стали испрашивать
для себя церковной
иерархии и собственного
патриарха. В 1742 году папа
Бенедикт XIV утвердил
бывшего армянского
апостолического епископа
Авраама Ардзивяна (1679-1749)
патриархом Кили-кийской
Армении с резиденцией в
Ливане и юрисдикцией над
армяно-католиками в южных
провинциях Османской
империи. Армяне, жившие на
севере, по-прежнему
окормлялись латинским
апостолическим викарием в
Константинополе. Новый
патриарх стал именовать
себя Авраам Пьер I, и все,
кто наследовал ему, также
вводили в свой церковный
титул имя Пьер (Петр).
Политико-административная
ситема турок
предоставляла
национальным меньшинствам
административную
автономию под управлением
религиозных лидеров
(система миллетов), в
результате все
армяне-католики оказались
под гражданским
управлением армянского
апостольского патриарха в
Константинополе. Это
привело к целому ряду
трудностей для
армян-католиков и даже к
гонениям, продолжавшимся
до 1829 года, когда под
давлением Франции
турецкое правительство
позволило им
организоваться в виде
отдельной
административной единицы
(миллета) со своим
архиепископом в
Константинополе. В 1846 году
этот архиепископ был
наделен правами
гражданского управления.
Ненормальное положение
вещей, при котором
архиепископ в
Константинополе
представлял гражданскую и
церковную власть, а
патриарх - духовный лидер
Церкви - находился в
Ливане, было устранено в 1867
году, когда папа Пий IX
объединил два престола и
перевел резиденцию
патриарха в
Константинополь.
Учиненная в конце Первой
мировой войны турками
резня нанесла жестокий
урон армянской
католической общине:
погибли 7 епископов, 130
священников, 47 монахинь и
более 100 000 мирян. В связи с
резким уменьшением
армянской общины в Турции,
Армяно-католический Синод,
собравшийся в Риме в 1928
году, постановил вновь
перенести патриархат в
Ливан (в Бейрут), а
Константинополю (Стамбулу)
дать статус архиепископии.
Несколько общин
армяно-католиков
проживало в той части
исторической Армении,
которая в 1823 году вошла в
состав России. В 1850 году
Пий IX учредил Артвинскую
епархию для всех
армяно-католиков,
проживающих на территории
Российской империи. Однако
противодействие царского
правительства восточному
католицизму привело к
тому, что эта епархия
появилась только через 40
лет.
В 1912 году армяно-католики
Российской Империи
оказались под юрисдикцией
латинского епископа,
пребывавшего в далеком
Тирасполе. При коммунистах
армяно-католики были
совершенно подавлены, и
только после обретения
Арменией в 1991 году
независимости вновь
возникли общины
армяно-католиков. 13 июля 1991
года папская курия
учредила ординариат для
армяно-католиков в
Восточной Европе в Гюмри
(Армения).
В ноябре 1992 года в Риме
собрался Синод
армяно-католических
епископов, он рассмотрел
нужды Церкви в новой
ситуации. В июне 1997 он
снова собрался в Риме для
подготовки нового устава
Армянской Католической
Церкви.
Важный образец
религиозной жизни
армяно-католиков -
братство мечитаристов,
основанное в 1701 году в
Константинополе. В 1717 году
община перебралась на
остров Сан-Лазаро в
Венеции. Еще одна группа
мечитаристов обосновалась
в 1811 году в Вене. Обе общины
уже долгое время
занимаются научной
деятельностью в Европе и
на Ближнем Востоке.
Братство священников в
Бзуммаре (Ливан)
располагает большой
библиотекой и духовной
семинарией, открытой в 1771
году. Высшее образование
можно получить в Риме в
основанном в 1883 году
Армянском Колледже.
В настоящее время больше
всего армяно-католиков
проживает в Бейруте (Ливан)
и Алеппо (Сирия). У Церкви 7
епархий на Ближнем
Востоке: 2 - в Сирии и по
одной - в Ливане, Ираке,
Иране, Египте и Турции.
Имеется апостолический
экзархат для
армяно-католиков в США.
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: ЛИВАН,
СИРИЯ, ИРАК, ТУРЦИЯ, ЕГИПЕТ,
ИРАН,
ДИАСПОРА спринимался как
зависящий от
Константинополя, а значит,
и от турецкого
правительства.
В XIX веке в отношениях
Мелькитской Церкви с Римом
существовала определенная
напряженность, поскольку
многие мелькиты понимали,
что латинская традиция
ставит под вопрос их
византийские корни.
Символическим выражением
этой напряженности стал
эпизод на I Ватиканском
соборе, когда мелькитский
патриарх Григорий II Юсеф
покинул Рим до голосования
за документ
Pastor Aeternus, утверждающий
папскую непогрешимость и
распространение его
юрисдикции на весь мир. По
требованию Рима патриарх
подписал документ позднее,
но добавил при этом: "При
соблюдении всех прав,
привилегий и прерогатив
Восточных Церквей".
На II Ватиканском соборе
мелькитский патриарх
Максим IV Сайех активно
выступал против
латинизации Восточных
Церквей и говорил о
необходимости возвращения
в восточно-христианскую
традицию, особенно в
экклесиологии. В настоящее
время мелькитские
епископы, включая
патриарха Максима IV,
полагают, что в случае
примирения между
Православной и
Католической Церквями, их
Церковь должна влиться в
православный Антиохийский
Патриархат. В 1995 году была
основана двусторонняя
комиссия по диалогу между
мелькитами и
антиохийскими
православными. Обе стороны
выразили твердую
решимость преодолеть
раскол 1724 года (см. III.A.3.
Антиохийский Патриархат).
До своего закрытия в 1967
году (из-за изменившейся
политической ситуации)
духовная семинария Св.
Анны в Иерусалиме,
руководимая "белыми
отцами" (ныне именуемыми
"миссионерами
Африки"), была главной
семинарией Мелькитской
Церкви. Сейчас у
Мелькитской Церкви 3
главных семинарии: Св. Анны
в Рабуе (Ливан),
Свято-Спасова семинария в
Бейт-Сахуре (Израиль),
готовящая духовенство для
епархий в Израиле, Иордане,
на Западном берегу Иордана
и в Газе, и семинария Св.
Григория Богослова в
Ньютоне, штат Массачусетс
(США), готовящая
духовенство для США и
других англоязычных стран.
Мелькитские отцы-паулисты
руководят известным
богословским институтом в
Хариссе и издательством.
После маронитов
Мелькитская Католическая
Церковь - самая большая и
процветающая католическая
община на Ближнем Востоке.
Большинство ее верующих
живет в Сирии, Ливане,
Израиле, на Западном
берегу и в Иордане.
Значительная эмиграция с
Ближнего Востока привела в
последние годы к
возникновению
процветающих мелькитских
общин на Западе.
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: СИРИЯ,
ЛИВАН, ИЗРАИЛЬ, ЕГИПЕТ,
ИОРДАН,
ЗАПАДНЫЙ БЕРЕГ ИОРДАНА,
СЕВЕРНАЯ И ЮЖНАЯ АМЕРИКИ,
ЕВРОПА,
АВСТРАЛИЯ
ГЛАВА: ПАТРИАРХ МАКСИМ V
ХАККИМ (РОДИЛСЯ В 1908 ГОДУ,
ИЗБРАН В
1967 ГОДУ)
ТИТУЛ: МЕЛЬКИТСКИЙ
ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКИЙ
ПАТРИАРХ АНТИОХИИ И ВСЕГО
ВОСТОКА, АЛЕКСАНДРИИ И
ИЕРУСАЛИМА
РЕЗИДЕНЦИЯ: ДАМАСК
(Сирия) ЧИСЛЕННОСТЬ: 1 190 000
Украинская
Католическая Церковь
Украинцы получили веру
от Византии, и их Церковь
была изначально связана с
Константинопольским
Патриархатом. К XIV веку
большинство украинцев
оказалось под властью
католической Литвы.
Митрополит Киевский
Исидор присутствовал на
Флорентийском соборе и
подписал акт унии 1439 года
между православными и
католиками. Многие
украинцы в Литве сначала
приняли эту унию, но в
течение следующих
нескольких десятилетий ее
отвергли.
В 1569 году, когда Литва и
Польша объединились в
единое государство,
большая часть Украины
отошла к Польше. В это
время на украинской земле
быстро распространялся
протестантизм, и иезуиты
направили свои усилия на
достижение унии между
католиками и
православными, чтобы
противостоять
протестантскому влиянию.
Вскоре многие
православные стали
благосклонней относиться
к унии, имея в виду
улучшение положения
украинского духовенства и
сохранение византийской
традиции во времена
активного распространения
польского католицизма.
Такое развитие событий
завершилось Синодом
православных епископов в
Бресте (1595-1596), объявившим
унию между Римом и
Киевской митрополией.
Принятие унии вызвало
жестокий конфликт между ее
сторонниками и
противниками. Епархии
западных провинций
Галиции, ныне главной
опоры украинских
греко-католиков,
присоединились к унии
позднее (в 1692 году
Пшемысль, в 1700 году - Львов).
К XVIII веку две трети
православных Западной
Украины стали
греко-католиками.
Однако по мере усиления
контроля православной
России над Украиной уния
была постепенно подавлена.
В 1839 году царь Николай I
упразднил унию во всех
областях, находившихся под
управлением
России, за исключением
Холмской епархии (на
польской территории),
которая присоединилась к
Русской Православной
Церкви в 1875 году. Таким
образом, к концу XIX века
греко-католики в
Российской империи
практически исчезли.
Тем не менее, украинские
католики сохранились в
Галиции, которая в 1772 году
оказались под властью
Австрии и в конце Первой
мировой войны отошла к
Польше. Церковь процветала
под энергичным
руководством митрополита
Андрея Шептицкого,
архиепископа Львова с 1900
по 1944 год. Положение резко
изменилось перед началом
Второй мировой войны,
когда большая часть
Галиции была
аннексирована Советским
Союзом.
Советская администрация
решительно принялась за
ликвидацию Украинской
Католической Церкви. В
апреле 1945 года все ее
епископы были арестованы,
а в следующем году
приговорены к длительным
срокам заключения в
трудовых лагерях. В марте
1946 года во Львове был
созван так называемый
"синод" этой Церкви,
объявивший об ее
присоединении к Русской
Православной Церкви. Те,
кто присоединиться
отказался, были
арестованы, включая более
чем 1400 священников и 800
монахинь. Глава Церкви
митрополит Иосиф Слипый
был заключен в тюрьму в
Сибири. После освобождения
в 1963 году его выслали в Рим,
где он получил титул
главного украинского
архиепископа Львова. В 1965
году он стал кардиналом, а
в 1984 скончался.
Невозможно точно
сказать, какова была роль
Московского патриархата в
подавлении католиков на
Украине, однако события 1946
года отравили атмосферу
отношений украинских
греко-католиков с
православными. Все это
вышло на поверхность,
когда в 1980-х годах
президентом Михаилом
Горбачевым была введена
свобода вероисповедания,
позволившая украинским
католикам покинуть
подполье.
1 декабря 1989 года
украинским католикам было
разрешено получить
официальную регистрацию.
При поддержке местных
властей они постепенно
вернули во владение
некогда принадлежавшие им
церкви. Все это стало
началом католического
возрождения на Украине.
Московская патриархия
выступила с заявлением,
что при возвращении
отдельных церквей
применялась сила (католики
это отрицали) и что
украинские греко-католики
распространяют свое
влияние за счет
православных. Ситуация
осложняется присутствием
на Западной Украине
Украинской Автокефальной
Церкви (см. III.D.3. Украинская
Православная Церковь -
Киевский патриархат и
Украинская Автокефальная
Православная Церковь). К
концу 1990-х годов, хотя не
все имущественные
разногласия были
разрешены, установились
более или менее мирные
отношения.
В последнее время
Украинская Католическая
Церковь вернулась к
нормальной церковной
жизни. 30 марта 1991 года
находившийся в изгнании в
Риме глава Церкви,
кардинал Мирослав
Любачивский, перенес свою
резиденцию во Львов. В мае
1992 года, впервые за многие
десятилетия, украинские
католические епископы со
всех концов мира собрались
во Львове на Синод. В
августе 1992 года останки
кардинала Иосифа Слипого
были перенесены из Рима во
Львов и захоронены рядом с
могилой митрополита
Андрея Шептицкого. В июле
1993 года на Украине были
открыты 4 новых епархии: на
территории Львова,
Ивано-Франковска и
украинской части епархии
Пшемысля (Польша). К концу
1997 года Церковь имела 2 363
прихода, 11 епископов, 1 526
священников, 590 монахов, 729
монахинь и 1 298
семинаристов. В апреле 1996
года был учрежден
Киево-Вышгородский
Архиепископский Экзархат
ради пастырского
окормления верующих в
Центральной и Восточной
Украине. Официальные лица
во Львове считают, что их
Церковь насчитывает около
6 миллионов верующих,
проживающих по всей
Украине. Открыты семинарии
во Львове,
Ивано-Франковске,
Тернополе и Дрогобыче. В
сентябре 1994 года была
открыта (закрытая
советской властью в 1946
году) Духовная Академия во
Львове.
После восстановления
Церкви на Украине начал
регулярно собираться
Синод ее епископов. В
октябре 1996 года во Львове
прошел первый Общий Собор
Украинской
Греко-католической Церкви.
Этот собор, на котором
присутствовало 40
епископов и по 6 клириков и
6 мирян от каждой епархии,
будет собираться ежегодно
вплоть до 2000 года. В 1996 году
на Общем соборе Церкви
ввиду болезни кардинала
Любачивского
администратором
Украинской
Греко-католической Церкви
был назначен один из ее
викарных епископов
Любомир Гузар.
Немало украинских
католиков есть и в Польше.
Когда в начале Второй
мировой войны Советский
Союз аннексировал Галицию,
в Польше оставалось около
1,3 миллиона украинцев. В 1946
году новые польские
коммунистические власти
депортировали большинство
украинцев в Советский Союз
и подавили Украинскую
Католическую Церковь.
Оставшиеся в Польше и
разбросанные по всей
стране примерно 145 000
украинских католиков
могли принимать участие
только в латинской мессе. В
1957 году появились центры
для церковного окормления
собственно
греко-католиков. В 1989 году
папа Иоанн Павел II
назначил украинского
епископа помощником
польского примаса. 16
января 1991 года епископ
Иван Мартыняк был назначен
епископом Пшемысля
византо-украинского
обряда, благодаря чему у
греко-католиков в Польше
впервые после войны
появился свой
епархиальный епископ.
После реорганизации
церковной структуры в
Польше в 1992 году Пшемысль
стал викарной епархией
Варшавской архиепископии
и был отделен от Львовской
провинции, к которой он
принадлежал с 1818 года, а
позднее был
непосредственно
переподчинен Риму. В 1996
году папа Иоанн Павел II
повысил статус
Пшемысльской епархии до
митрополии и сменил ее
название на
Пшемысль-Варшавскую. Кроме
того, была создана
Вроцлав-Гданьская
украинская католическая
епархия, викариат новой
Пшемысль-Варшавской
митрополии. В настоящее
время в Польше проживает
около 85 000
украинцев-католиков.
Существует большая
диаспора
украинцев-католиков,
особенно в Канаде, США,
Бразилии и Австралии.
Главные украинские
семинарии находятся в
Вашингтоне (округ
Колумбия), Стамфорде (штат
Коннектикут), Оттаве
(Канада), Куритибе
(Бразилия). С 1897 года в Риме
имеется Папский
Украинский Колледж.
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ:
УКРАИНА, ПОЛЬША, США,
КАНАДА, БРАЗИЛИЯ,
АРГЕНТИНА, АВСТРАЛИЯ,
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
ГЛАВА: Патриарх Любомир
Гузар
ТИТУЛ: ГЛАВНЫЙ
УКРАИНСКИЙ АРХИЕПИСКОП
ЛЬВОВА
РЕЗИДЕНЦИЯ: Львов
(УКРАИНА) ЧИСЛЕННОСТЬ: 5 182
000
АДРЕС В ИНТЕРНЕТЕ: http://www.ugkc.lviv.ua/
Русинская
Католическая Церковь
Родина Русинской
Католической Церкви
находится на западе
Украины в юго-западной
части Карпат. В прошлом эту
землю называли
Карпато-Украиной,
Карпатороссией,
Прикарпатьем, Закарпатьем.
Хотя понятие
"русинский" раньше
понималось расширительно,
то есть относилось и к
украинцам, и к белорусам, и
к словакам, ныне церковные
власти используют его в
более узком смысле - для
обозначения определенной
греко-католической Церкви.
Русины-католики этнически
близки к украинцам и
говорят на одном из
диалектов украинского
языка. Родина русинов
простирается от
Закарпатья до северной
Словакии и Лемковщины на
юго-востоке Польши.
В IX веке большая часть
этой земли оказалась под
властью католической
Венгрии, которая гораздо
позже развернула
миссионерскую
деятельность среди
православного населения,
включая русинов. Эта
деятельность завершилась
принятием 24 апреля 1646 года
в Ужгороде 63
священников-русинов в
Католическую Церковь.
Ужгородская уния охватила
православное население в
нынешней восточной
Словакии. В 1664 году была
заключена уния в Мукачево,
вовлекшая православное
население Закарпатья и
венгерской епархии
Хайдудорог. В 1713 году была
заключена третья уния
относительно православных
в нынешнем уезде Марамуреш
(Румыния) к востоку от
Мукачево. Через 100 лет
после Ужгородской унии
Православная Церковь в
этом крае практически
исчезла.
С давних пор вопрос о том,
кому будет подчиняться
Русинская Католическая
Церковь, вызывал
конфликты. Несмотря на
желание русинов-католиков
иметь собственное
церковное устройство,
русинский епископ
Мукачевский более
столетия играл ритуальную
роль викария латинского
епископа Эгерского, а
русинские священники
сослужили католическим в
латинских приходах. В 1771
году проблема была закрыта
папой КлементомХГ/,
который по просьбе
императрицы Марии-Терезы
учредил русинскую
Мукачевскую епархию,
подчиняющуюся примасу
Венгрии. В 1778 году в
Ужгороде открыли
семинарию для
русинов-католиков.
После Первой мировой
войны Закарпатье стало
частью Чехословацкой
республики. У Церкви
имелось две епархии - в
Мукачево и Прешове. В 1920-х
годах группа
русинов-католиков
возвратилась в
Православную Церковь (см.
III.A.14. Православная Церковь
в Чешской и Словацкой
республиках), однако
этническое
самоопределение русинов
неразрывно связано с
Русинской Католической
Церковью.
В конце Второй мировой
войны Закарпатье, включая
Ужгород и Мукачево, было
аннексировано Советским
Союзом и стало частью УССР,
но Прешов остался в
Чехословакии (см. IV.D.8.
Словацкая Католическая
Церковь). Вскоре советские
власти обрушились на
Русинскую Церковь с
жестокими гонениями. В 1946
году была закрыта
Ужгородская семинария, а в
1949 году Русинская
Католическая Церковь была
поглощена Русской
Православной Церковью.
Русины в Чехословакии были
насильно присоединены к
православию, а те, кто жил в
Польше в Лемковщине, были в
1947 году депортированы либо
в Советский Союз, либо в
другие части Польши. Во
всех трех странах
старались искоренить
русинов как этнос: их
объявляли то украинцами,
то православными.
Распад коммунизма в этом
регионе имел важные
последствия для
русинов-католиков.
Перемены начались в
середине 1980-х годов в
Польше, где русины
Лемковщины открыто
заявили о себе, отстаивая
свои права и официальное
признание. В ноябре 1989 года
заметно сократившееся в
числе русинское
меньшинство в
Чехословакии стало
добиваться признания, в
первую очередь - в
Словацкой
Греко-католической
епархии Прешова. 16 января
1991 года Рим подтвердил, что
два епископа и два викария,
ранее действовавшие в
подполье, являются
официальными епископами
Русинской Католической
Церкви в Мукачевской
епархии. К 1997 году в
епархии имелось 264 прихода
и 140 священников. В 1995 году
в Ужгороде вновь открылась
Духовная семинария.
У русинов-католиков так и
осталась нерешенной
проблема их отношений с
многочисленной Украинской
Католической Церковью.
Впервые в истории
Мукачевская епархия
открыто существует в одной
стране с Украинской
Католической Церковью.
Несмотря на то, что русины
не являются ее частью и
подчиняются
непосредственно Риму,
русинские епископы
присутствовали недавно на
синодах Украинской
Католической Церкви. При
этом Мукачевский епископ
дал ясно понять, что он -
противник слияния своей
Церкви с Украинской и
желает сохранить
этнические и религиозные
особенности русинского
народа.
В 1996 году папа Иоанн
Павел II учредил
апостолический Экзархат
для католиков
византийского обряда в
Чешской Республике и
назначил его первым
епископом отца Ивана
Лявинца, синкелла
Прешовской Словацкой
католической епархии. Одна
из причин возникновения
этой юрисдикции,
официально признанной
принадлежащей русинскому
обряду, - необходимость
уладить ситуацию с
женатыми латинскими
священниками, тайно
рукоположенными при
коммунистическом режиме. 60
таких священников были
приняты Церковью, но им
дозволялось лишь
сослужить диаконами в
латинском богослужении. В
1997 году 18 из них были
подтверждены епископом
Лявинцем как
греко-католические
священники. В Чешской
Республике насчитывается
около 40 000 католиков
восточного обряда.
В конце XIX-начале XX века
многие русины-католики
иммигрировали в Северную
Америку. В 1929 году из-за
напряженных отношений с
латинской иерархией,
которая требовала от
священников безбрачия,
многие русины-католики
вернулись в Православную
Церковь. В 1982 году из 690 000
русинов, перебравшихся в
США и их потомков, 225 000
принадлежали к
русинам-католикам, 95 000 - к
Карпаторосской
Православной епархии (см.
III.C.I. Американская
Карпаторосская
Греко-католическая
Епархия), 250 000 - к
Православной Церкви в
Америке (см. III.A.15), 20 000
посещали приходы под
юрисдикцией Московского
патриархата, 100 000
принадлежали различным
православным,
украино-католическим,
румыно-католическим и
протестантским
деноминациям. В настоящее
время русины в США
образуют отдельную
церковную структуру с 4
епархиями, 243 приходами и 170
000 верующими. Митрополичью
архиепископию
Питгсбурга возглавляет
архиепископ Джадсон
Процик. Эта Церковь
называется
византо-католической, В
подтверждение ее
американского характера
литургия в ней служится, в
основном, на английском
языке. Кандидаты в
священники получают
образование в
Пит-тсбургской семинарии
Свв. Кирилла и Мефодия. В 1998
году русинский митрополит
Питтсбурга обнародовал
новый устав, согласно
которому брак не
препятствует вступлению
во священннический сан.
Новый устав вступал в силу
1 сентября 1998 года, но по
просьбе Рима срок был
перенесен.
В других странах
(Австралия, Великобритания
и Канада)
русинов-католиков не
отличают от украинских
католиков.
Итак, существуют три
русино-католические
юрисдикции: 1) Русинская
Византо-Католическая
митрополия в США,
митрополичья Церковь sui
juris, 2) Мукачевская епархия
на Украине,
непосредственно
подчиненная Риму, 3)
Апостолический Экзархат в
Чешской Республике.
Отношения между ними еще
не прояснились. Ниже
Мукачев-ский епископ
указан главой Церкви, но в
действительности он не
имеет власти над двумя
другими юрисдикциями.
Приведенная численность -
общее число верующих всех
трех юрисдикции.
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ:
УКРАИНА, США, ЧЕШСКАЯ
РЕСПУБЛИКА
ГЛАВА: ЕПИСКОП ИВАН
СЕМЕДИЙ ТИТУЛ: МУКАЧЕВСКИЙ
ЕПИСКОП ВИЗАНТИЙЦЕВ
РЕЗИДЕНЦИЯ: Ужгород
(УКРАИНА) ЧИСЛЕННОСТЬ: 533 000
АДРЕС В ИНТЕРНЕТЕ:
HTPP://WWW.BYZCATH.ORG
Румынская
Католическая Церковь
В начале Д века
Трансильвания, ныне одна
из главных (наряду с
Валахией и Молдавией)
провинций Румынии, стала
частью Венгрии. На этой
территории жило немало
венгров и немцев
латинского
вероисповедания,
большинство населения
составляли православные
румыны. В XVI веке, после
захвата этой провинции
турками, среди венгров
стал распространяться
кальвинизм, а среди немцев
- лютеранство.
В 1687 году австрийский
император Леопольд I
изгнал турок из
Трансильвании и
аннексировал эту
территорию в пользу
империи. Его политика была
направлена на то, чтобы
обратить местных
православных в
католичество. В 1693 году в
Трансильвании начали
миссионерскую
деятельность иезуиты. Их
усилия, подкрепленные
отказом в предоставлении
гражданских прав
православным, а также
распространение
протестантизма, вызвавшее
тревогу у православных
священников, привели к
тому, что в 1698 году
православный митрополит
Трансильванский Афанасий
согласился на унию с Римом.
Он собрал Синод,
подписавший 4 сентября 1700
года формальное
соглашение.
Поначалу уния
распространялась на
православных румын этой
области. Но в 1744 году
православный монах
Виссарион возглавил
народное восстание, с
которого началось
массовое движение по
возвращению в православие.
Несмотря на все усилия
правительства навязать
унию с Римом, даже с
использованием военной
силы, сопротивление было
настолько сильным, что
императрица Мария-Тереза
нехотя согласилась в 1759
году на назначение
епископа Румынской
Православной Церкви в
Трансильвании. В конечном
счете, около половины
трансильванских румын
вернулось в православие.
Новой
византо-католической
общине, получившей
название
Греко-католическая
Церковь, было нелегко
получить религиозные и
гражданские права,
обещанные им при
заключении унии. Епископ
Ион Иночентье Мику-Клайн,
предстоятель Церкви с 1729
по 1751 годы, решительно
боролся за права Церкви и
всех проживавших в империи
румын. Он умер в изгнании в
Риме.
Румынские
греко-католические
епархии были подчинены
латинскому венгерскому
примасу Эстергома, но в 1853
году папа Пий IX учредил для
греко-католиков
Трансильвании отдельную
митрополичью провинцию.
Епархия Фэгэраш-Альба Юлия
стала митрополией с тремя
подчиненными епархиями. С
1737 года епископы Фэгэраша
переместились в Блаж,
ставший административным
и культурным центром
Церкви.
В конце Первой мировой
войны Трансильвания была
присоединена к Румынии, и
греко-католикн впервые
оказались в стране с
преобладающим
православным населением. К
1940 году в Церкви было 5
епархий, свыше 1 500
священников (90% из них
женатые) и около миллиона
верующих. Главные духовные
семинарии находились в
Блаже, Ораде, Маре и Герле.
В 1936 году открылся Папский
Румынский Колледж в Риме.
Приход в Румынии к власти
коммунистов после Второй
мировой войны оказался
подлинным бедствием для
Румынской
Греко-католической Церкви.
Под нажимом правительства
1 октября 1948 года 36
греко-католических
священников собрались в
Клуж-Напоке и высказались
за отмену унии с Римом и за
воссоединение с Румынской
Православной Церковью. 21
октября уния была
официально упразднена на
церемонии в Альба-Юлии. 1
декабря 1948 года
правительство издало указ
о роспуске
Греко-католической Церкви
и передаче большей части
ее имущества Православной
Церкви. В ночь с 29 на 30
декабря были арестованы 6
греко-католических
епископов, 5 из которых
впоследствии скончались в
тюрьме. В 1964 году епископа
Клуж-Герлы Юлиу Хоссу
выпустили из тюрьмы,
заключив под домашний
арест в монастырь, где в 1971
году он умер. В 1973 году папа
Павел VI публично объявил о
том, что в 1969 году он
присвоил Хоссу титул
кардинала.
После падения в декабре
1989 года режима Чаушеску
судьба Греко-католической
Церкви в Румынии резко
изменилась. 2 января 1990
года был отменен указ 1948
года о роспуске Церкви.
Греко-католики вновь стали
молится открыто. Три тайно
посвященных епископа
покинули подполье. 14 марта
1990 года папа Иоанн Павел II
восстановил иерархию
Церкви, назначив епископов
всех 5 епархий.
К сожалению,
восстановление
Греко-католической Церкви
сопровождалось
столкновениями с
Румынской Православной
Церковью по вопросу о
возвращении церковных
зданий. Католики
настаивали на том, что все
церковное имущество по
справедливости должно
быть возвращено им, тогда
как православные полагали,
что при разделе имущества
следует принять во
внимание насущные нужды
той и другой общины. К
середине 1998 года конфликт
так и не нашел разрешения.
Греко-католики утверждают,
что получили назад всего
лишь 97 из принадлежавших
им 2 588 церквей, в основном,
в районе Банат,
православный митрополит
которого Николай с должным
пониманием относится к
возвращению имущества
греко-католикам.
У Церкви имеются
духовные семинарии в
Клуже, Бая-Маре и Ораде; в
Блаже, Клуже и Ораде
планируется открытие
богословских институтов. В
августе 1997 года останки
епископа Иона Иночентье
Мику-Клайна были
возвращены в Румынию и
преданы земле в Блаже. В 1998
году в Риме началась
подготовка к канонизации
греко-католических
епископов, погибших во
времена коммунистических
гонений. В Румынии эта
Церковь именует себя
"Румынская Церковь,
объединенная с Римом".
Поместные соборы
Румынской Католической
Церкви проводились в Блаже
5-14 мая 1872 года, 30 мая-6 июня
1882 года и 13-26 сентября 1900
года. Соборы обнародовали
церковный устав и каноны и
были одобрены Римом. С 17 по
21 марта 1997 года в Блаже
проходила первая сессия Г/
Поместного Собора Церкви.
Этот собор будет заседать
пять раз на протяжении
четырех лет вплоть до 2 000
года.
Численность Румынской
Греко-католической Церкви
- горячо обсуждаемая тема.
Сами греко-католики
официально называют цифру,
превышающую миллион (она
приводится ниже),
упоминается и о 3
миллионах. Проведенная в
Румынии в 1992 году перепись
населения дала цифру в 228 377
человек, которую
греко-католики решительно
отвергают.
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ:
РУМЫНИЯ, США, КАНАДА
ГЛАВА: МИТРОПОЛИТ ЛУЧИАН
МУРЕШАН (РОДИЛСЯ В 1931 ГОДУ,
НАЗНАЧЕН В
1994 ГОДУ)
ТИТУЛ: АРХИЕПИСКОП
ФЭГЭРАША И АЛЬБА-ЮЛИИ
РЕЗИДЕНЦИЯ: БЛАЖ
(РУМЫНИЯ) ЧИСЛЕННОСТЬ: 1 120
000
Греческая
Католическая Церковь
Возникновение
католической общины
византийского обряда в
Османской империи стало
возможным только после 1829
года, когда султан
Мохаммед II отменил старые
запреты.
В 1856 году латинский
священник отец Иоанн
Марангос начал
миссионерскую
деятельность среди
православных греков в
Константинополе и собрал
вокруг себя небольшую
группу византо-католиков.
В 1878 году он перебрался в
Афины (где в 1885 году и
скончался), а его дело было
продолжено отцом
ПоликарпомАнастасиади,
выпускником Православного
Богословского училища в
Халки. В 1880-х годах
византо-католические
общины возникли в двух
деревнях во Фракии.
В 1895 году французские
отцы-ассумпционисты
прибыли в Константинополь,
где основали семинарию и
два небольших
византо-католических
прихода. Среди прочего, они
стали известны
выдающимися научными
трудами по истории
Восточных Церквей.
11 июня 1911 года папа Пий Х
создал ординариат для
греков-католиков
Османской империи, 28 июня
того же года назначил отца
Исайю Пападопуло первым
его епископом. В 1920 году
его сменил епископ Георг
Калавасси (умер в 1957 году),
на долю которого выпало
окормление
католиков-эмигрантов,
бежавших из
Константинополя в Афины, а
также тех, кто покинул две
упомянутых выше деревни во
Фракии и поселился в одном
из македонских городков.
Этот процесс был частью
общего обмена населением
между Турцией и Грецией в
начале 1920-х годов. В 1922 году
епископ Калавасси
переехал в Афины, а в 1923
году ординариат был
повышен в статусе до
Апостолического
Экзархата. В 1932 году
экзархат разделили:
епископ Калавасси остался
в Афинах, другой экзарх был
назначен в Стамбул.
Несмотря на то, что
местные православные
иерархи с известной
неприязнью относились к
грекам-католикам,
последние были полны
решимости служить своим
единоплеменникам делами
милосердия и
благотворительности. В 1944
году они основали в Афинах
больницу
"Паммакаристо",
которая стала одной из
лучших в стране.
Греческая Православная
Церковь - резкая
противница существования
этой Церкви, в которой она
видит агента Католической
Церкви на православной
территории. До сих пор
католическим священникам
в Греции запрещается
носить облачение, типичное
для православного
священника. В 1975 году,
несмотря на протесты
православного
архиепископа Афин, в Афины
был назначен новый епископ
византо-католиков.
Община греко-католиков
по-прежнему невелика. В
Греции большинство ее
членов проживает в Афинах,
в Турции крошечная община
без священника имеется в
Стамбуле. В Греции в Церкви
насчитывается всего 7
священников, все они
безбрачные и когда-то
служили в латинской
Церкви.
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: ГРЕЦИЯ,
Турция
ГЛАВА: ЕПИСКОП АНАРГИРОС
ПРИНТЕСИС (РОДИЛСЯ В 1937
ГОДУ, НАЗНАЧЕН В
1975 ГОДУ)
ТИТУЛ: АПОСТОЛИЧЕСКИЙ
ЭКЗАРХ ДЛЯ КАТОЛИКОВ
ВИЗАНТИЙСКОГО ОБРЯДА В
ГРЕЦИИ
РЕЗИДЕНЦИЯ: АФИНЫ
(ГРЕЦИЯ) ЧИСЛЕННОСТЬ: 2 345
Греко-католики в
бывшей Югославии
Первыми греко-католиками
на территории, которая в
будущем оказалась частью
Югославии, были в начале XVII
века сербы, проживавшие в
управляемой Венгрией
Хорватии. В 1611 году они
получили своего епископа -
византийского викария
латинского епископа
Загреба. Его резиденция
находилась в Марческом
монастыре, который стал
оплотом деятельности по
приведению православных в
Хорватии к общению с Римом.
17 июня 1777 года после
периода напряженных
отношений с местными
латинскими епископами,
указом папы Пия VI
хорватские сербы-католики
получили своего
епархиального епископа с
резиденцией в Крижевцах,
близ Загреба. Сначала он
был подчинен примасу
Венгрии, позднее (с 1853 года)
- латинскому архиепископу
Загреба.
Когда после Первой
мировой войны возникла
Югославия, Крижевецкая
епархия распространилась
на всех греко-католиков
этой страны. Она включала в
себя пять разных групп:
сербов в Хорватии;
русинов, эмигрировавших
в 1750-е годы из Словакии;
украинцев, эмигрировавших
в 1900-е годы из Галиции;
славян-македонцев,
проживавших на юге страны
и перешедших в
католичество в XIX веке в
результате миссионерской
деятельности католиков;
небольшого числа румын в
Югославском Банате.
Несмотря на то что они
принадлежат к Крижевецкой
епархии, греко-католики
бывшей Югославской
республики Македония
перешли под юрисдикцию
латинского епископа
Скопле, их апостолического
окормителя. Они
насчитывают 6 100 верующих и
разделены на 5 приходов.
Крижевецкая епархия
официально включает всех
греко-католиков бывших
республик Югославии. Это
положение не изменилось и
после распада Югославии.
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ:
РЕСПУБЛИКИ БЫВШЕЙ
ЮГОСЛАВИИ
ГЛАВА: ЕПИСКОП СЛАВОМИР
Микловш (РОДИЛСЯ в 1934 ГОДУ,
НАЗНАЧЕН в 1983 ГОДУ)
ТИТУЛ: ЕПИСКОП
КРИЖЕВЕЦКИЙ
РЕЗИДЕНЦИЯ: ЗАГРЕБ
(ХОРВАТИЯ) Число ЧЛЕНОВ: 49
000
Болгарская
Католическая Церковь
При османском правлении
болгарские православные
христиане (см. III.A.8.
Болгарская Православная
Церковь), уже дважды в
истории имевшие своего
патриарха, постепенно
попали под контроль
греческих епископов, что
привело к эллинизации их
церковной жизни. В 1767 году
они оказались под
непосредственным
управлением греческого
патриарха
Константинополя.
В XIX веке, когда нарастала
борьба за церковную
независимость от
Вселенского Патриархиата,
некоторые влиятельные
православные болгары в
Константинополе
задумались о возможности
унии с Римом. Они полагали,
что, будучи католиками,
сумеют возродить свои
национальные церковные
традиции, в которых
отказывал им
Константинополь.
В 1861 году они послали в
Рим делегацию во главе с
престарелым архимандритом
Иосифом Сокольским для
переговоров со Святым
престолом. Переговоры
прошли успешно: 8 апреля 1861
года папа Пий IX лично
посвятил Сокольского в
епископы и присвоил ему
титул архиепископа для
болгарских католиков
византийского обряда. В
июне этого же года он был
признан в качестве
архиепископа османским
правительством, но сразу
же по возвращении
Сокольский исчез при
загадочных
обстоятельствах: он был
насильно вывезен в Одессу
на русском пароходе и
провел оставшиеся 18 лет
жизни в Киево-Печерском
монастыре. Подробности
этого эпизода так и
остались невыясненными.
Тем не менее, удачно
отождествив себя с
болгарским национальным
движением, Болгарская
Византо-католическая
Церковь сразу же
заручилась поддержкой
около 60 000 верующих. Между
тем, русское правительство
стало поддерживать
возрождение на территории
Османской империи
Болгарской Православной
Церкви. Эти усилия
завершились учреждением в
1870 году Болгарского
Православного экзархата
под юрисдикцией
Константинопольского
Патриархата, что быстро
свело на нет обращение
болгар в католицизм. На
рубеже XX века три четверти
болгарских католиков
вновь стали православными.
Из оставшихся
византо-католиков
большинство жило в
македонских и фракийских
деревнях. В 1883 году Рим
создал для них новую
церковную организацию:
учредил апостольские
викариаты в Фессалониках
для Македонии и в
Андрианополе для Фракии,
при этом в Константинополе
остался апостолический
администратор с титулом
архиепископа. Община
болгар-католиков сильно
пострадала во время
Балканских войн 1912-1913
годов; немногие из
оставшихся в живых бежали
в только что возникшее
Болгарское царство.
В этой новой ситуации Рим
преобразовал в 1926 году
Болгарскую
Византо-католическую
Церковь: прежние церковные
структуры были упразднены,
в Софии учрежден новый
апостолический экзархат.
Деятельное участие в
преобразованиях принимал
апостолический визитатор
(1925-1931), а затем
апостолический делегат
(1931-1934) в Болгарии
архиепископ Анджело
Ронкалли (впоследствии
папа Иоанн XXIII). Он же
поддержал открытие в 1934
году в Софии семинарии с
несколькими типами
обрядов, которой до самого
закрытия в 1945 году
управляли иезуиты.
Болгарская
Византо-католическая
Церковь сильно пострадала
в первые годы правления
коммунистов: в 1951 году
епископ погиб при
таинственных
обстоятельствах, многие
священники были брошены в
тюрьмы. Ситуация несколько
улучшилась после избрания
папой Иоанна XXIII. В отличие
от большинства
византо-католических
Церквей в Восточной
Европе, эта Церковь
официально не была
запрещена, хотя и
действовала со множеством
ограничений.
После падения
коммунистического режима
в Болгарии
Византо-католической
Церкви была возвращена
часть ее собственности. В
1998 году в Церкви
насчитывалось 20 приходов, 5
священников и 4 человека,
готовящихся к
рукоположению. Кроме того,
в самом экзархате служит 9
иеромонахов и 33 монахини.
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ:
БОЛГАРИЯ
ГЛАВА: ЕПИСКОП ХРИСТО
ПРОЙКОВ (РОДИЛСЯ В 1946 ГОДУ,
НАЗНАЧЕН В
1995 ГОДУ)
ТИТУЛ: АПОСТОЛИЧЕСКИЙ
ЭКЗАРХ ДЛЯ КАТОЛИКОВ
ВИЗАНТО-СЛАВЯНСКОГО
ОБРЯДА В БОЛГАРИИ
РЕЗИДЕНЦИЯ: СОФИЯ
(БОЛГАРИЯ)
ЧИСЛЕННОСТЬ: 15 000
Словацкая
Католическая Церковь
Религиозная история
греко-католиков в Словакии
тесно связана с историей
русинов (см. IV.D.3. Русинская
Католическая Церковь). В
самом деле, веками их
истории переплетались,
поскольку Ужгородская
уния 1646 года была почти
единодушно принята на
территории современной
восточной Словакии.
После Первой мировой
войны большинство
греко-католиков русинов и
словаков оказалось на
территории новой
Чехословацкой Республики,
в Мукачевской и Прешовской
епархиях. Между двумя
войнами среди
греко-католиков возникло
движение по возвращению в
православие. В 1937 году
византо-католическая
Прешовская епархия,
образованная 22 сентября 1818
года, была передана из
юрисдикции венгерского
примаса в
непосредственное
подчинение Риму.
В конце Второй мировой
войны Закарпатье с
Мукачевской епархией было
аннексировано Советским
Союзом. Прешовская епархия
включала в то время всех
греко-католиков
Чехословакии.
В апреле 1950 года, вскоре
после коммунистического
переворота в Чехословакии,
был созван так называемый
"синод" в Прешове, на
котором 5 священников и
несколько мирян подписали
документ о расторжении
унии с Римом и возвращении
под юрисдикцию
Московского патриархата
(позднее в Православную
Церковь Чехословакии).
Греко-католический
епископ Прешовский Гойдич
и его помощники были
арестованы. В I960 году
епископ Гойдич скончался в
тюрьме.
Такое положение
сохранилось до 1968 года,
когда на волне Пражской
весны, проводимой
Александром Дубчеком,
бывшим греко-католическим
приходам была
предоставлена возможность
возвращаться в католицизм.
Из 292 приходов,
участвовавших в этом
процессе, 205 проголосовали
за восстановление
единства с Римом. Это была
одна из немногих реформ
Дубчека, выживших после
советского вторжения в 1968
году. Тем не менее,
большинство церковных
зданий, принадлежавших
греко-католикам осталось у
православных, и только
после 1993 года при новом
некоммунистическом
словацком правительстве
многие из них были
возвращены Словацкой
Греко-католической Церкви.
В 1997 году папа Иоанн Павел
II создал апостолический
экзархат в Кошице
(Словакия), частично на
территории Прешовской
епархии.
В 1880 году в Прешове был
основан
греко-католический
богословский колледж,
переданный в 1950 году
православным. В 1990 году
после падения коммунизма
греко-католический
богословский колледж
возродился и
присоединился к
университету им. Шафарика
в Кошице. 1 января 1997 года
находящиеся в Прешове
факультеты университета
им. Шафарика, в том числе и
греко-католический
богословский факультет,
отделились и образовали
новый Прешовский
университет.
Греко-католический
богословский факультет
обучает священников для
двух византо-католических
юрисдикции Словакии, а
также мирян
византо-католического и
латинского обрядов.
Прешовская епархия
включает немало
карпатороссов. В последние
годы они заметно
ассимилировались в
словацкой культуре,
поскольку литературу на
родном языке достать
трудно, а литургия
служится либо на
церковно-славянском, либо
на словацком. Согласно
переписи 1990 года, в
Словакии проживает 17 000
карпатороссов.
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ:
СЛОВАКИЯ, КАНАДА
ГЛАВА: ЕПИСКОП Ян ГИРКА
(годился в 1923 ГОДУ,
НАЗНАЧЕН в 1989 ГОДУ)
ТИТУЛ: ЕПИСКОП КАТОЛИКОВ
ВИЗАНТИЙСКОГО ОБРЯДА
ПРЕШОВА РЕЗИДЕНЦИЯ: ПРЕШОВ
(СЛОВАКИЯ)
ЧИСЛЕННОСТЬ: 222 000
Венгерская
Католическая Церковь
В Средние века в Венгрии
существовала довольно
крупная по численности
византо-католическая
Церковь. В XI-XII веках у нее
имелось несколько
монастырей, но все они были
разрушены в XIII веке во
время татаро-монгольского
нашествия.
В XV-XVI веках по причине
вызванного турецким
вторжением переселения
народов сюда перебралось
немало православных
сербов, русинов, словаков и
греков. Многие из них со
временем стали католиками,
сохранив византийские
обряды. В XVIII веке
некоторые
венгры-протестанты
приняли католичество и
византийский обряд,
пополнив ряды
византо-католиков и
оказавшись под
юрисдикцией византийских
епископов-невенгров.
По мере того как
греко-католики
интегрировались в
венгерское общество,
кое-кто стал настаивать на
использовании в литургии
венгерского языка, хотя
церковные власти подобным
нововведениям
противились. Первый
венгерский перевод
литургии Иоанна Златоуста
был издан частным образом
лишь в 1795 году. В XIX веке в
Венгрии появилось
несколько богослужебных
книг на венгерском языке,
но церковные власти их не
одобрили.
Важным рубежом в истории
этой Церкви стал 1900 год,
когда большая группа
венгерских
греко-католиков, отмечая
юбилейный год, отправилась
с паломничеством в Рим. Они
подали петицию папе Льву
XIII, испрашивая
благословения на
использование в литургии
венгерского языка и
создание для них особого
диоцеза. Вопрос этот долго
обсуждался в Риме и
Будапеште, и наконец 18 июня
1912 года папа Пий Х создал
Хайдудорогский диоцез для
162 венгроязычных
греко-католических
приходов. Использование
венгерского языка
разрешалось лишь вне
литургии: литургия
служилась на греческом, и
священникам было дано 3
года, чтобы выучить его.
Однако разразилась Первая
мировая война, и
требование о греческом
языке более не
повторялось. В 1930-х годах
необходимые литургические
книги вышли в свет на
венгерском языке.
4 июня 1924 года в Мишкольце
был учрежден
апостолический экзархат
для 21 русинской общины, до
сих пор пребывавших в
Прешовском диоцезе и
оставшихся после
возникновения
Чехословакии на
территории Венгрии. Их
выделили в особую
организацию, поскольку они
использовали на литургии
церковно-славянский язык.
Однако уже к 1940-м годам они
перешли на венгерский
язык, и апостолическим
экзархатом стал с этого
времени управлять епископ
Хайдудорогский.
Хайдудорогский диоцез
первоначально
распространялся на
восточную Венгрию и
Будапешт. В 1980-х годах под
его юрисдикцией оказались
все греко-католики
Венгрии. У Церкви есть
духовная семинария в
Ньиредьхазе.
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: ВЕНГРИЯ
ГЛАВА: ЕПИСКОП СПИЛАРД
КЕРЕШТЕС (РОДИЛСЯ в 1932
ГОДУ, НАЗНАЧЕН в 1988
ГОДУ)
ТИТУЛ: ЕПИСКОП
ХАЙДУДОРОГСКИЙ,
АПОСТОЛЬСКИЙ
АДМИНИСТРАТОР
Мишкольцкий
РЕЗИДЕНЦИЯ: НЬИРЕДЬХАЗА
(ВЕНГРИЯ)
ЧИСЛЕННОСТЬ: 279 000
Восточно-католические
общины, не имеющие
иерархии
а) Русские.
С начала XIX века по 1905 год
греко-католицизм в
Российской империи был вне
закона, но после того как
царь Николай II обнародовал
манифест о веротерпимости,
возникли небольшие общины
греко-католиков. В 1917 году
для них был учрежден
апостолический экзархат.
Вскоре, однако, произошла
коммунистическая
революция, после которой
эта группа практически
исчезла. 28 мая 1928 года в
Харбине (Китай) был
учрежден второй
апостолический экзархат
(см. III.В.4. Китайская
Православная Церковь),
крошечная община, члены
которой ныне живут в
рассеянии. В 1929 году в Риме
под руководством иезуитов
был основан колледж
"Руссикум", который
готовит священников для
работы с русскими
эмигрантами и в России.
Апостолические экзархаты
в России и Китае до сих пор
формально существуют; к
середине 1998 года они
практически не
действовали. Есть две
русских
византо-католических
общины в США, одна в
Монреале (Канада) и одна в
Мельбурне (Австралия).
б) Белорусы.
Подобно своим соседям
украинцам (см. IV.D.2.
Украинская Католическая
Церковь), белорусские
католики появились после
заключения Брестской унии
(1595-1596), но в XIX веке
Белорусская
Греко-католическая
Церковь вместе с
Украинской
Греко-католической
Церковью были подавлены
русским правительством.
После Первой мировой войны
община белорусских
греко-католиков,
насчитывающая 30 000 человек,
эмигрировала в ту часть
Белоруссии, которая ныне
принадлежит Польше. В 1931
году для них был назначен
апостолический визитатор,
в 1940 году - экзарх. После
Второй мировой войны и
присоединения к
Советскому Союзу этой
территории Церковь была
вновь подавлена и
присоединена к Русской
Православной Церкви.
После распада
коммунистический системы
и обретения Белоруссией в
1991 году независимости
белорусские
греко-католики вышли из
подполья. В 1992 году
действовали 3 священника и
2 диакона, которые, в
отличие от своих
римо-католических и
православных коллег,
служат литургию на
белорусском языке.
Несмотря на то что
официально
зарегистрироваться очень
непросто, не менее десяти
общин подали заявление о
регистрации. Исследование
религиозной
принадлежности,
проведенное в 1992 году
Белорусским
Государственным
университетом, показало,
что почти 100 000 белорусов
считают себя
греко-католиками.
Около 5 000 белорусских
греко-католиков живут в
диаспоре. У них есть свои
приходы в Чикаго, штат
Иллинойс (США) и культурный
центр в Лондоне (Англия).
с) Грузины.
Католические миссионеры
уже в XIII веке начали
действовать в Грузинском
царстве, где им удалось
создать небольшую
латинскую общину.
Латинская епархия
существовала в Тбилиси с
1329 по 1507 год. В 1626 году
миссионеры начали особую
работу с православными
грузинами (см. Ш.А.9). В 1845
году русское
правительство,
управляющее с 1801 года
Грузией, изгнало
католических миссионеров,
но в 1848 году царь Николай I
согласился на создание
латинской епархии в
Тирасполе, под юрисдикцией
которой находились
католики, проживавшие на
юге Российской империи,
включая Грузию.
Небольшая группа
армян-католиков
существовала в Грузии с XVIII
века. Поскольку русские
цари запрещали католикам
использовать византийскую
литургию, а Рим не
способствовал ее
распространению среди
грузин, организованной
грузинской католической
Церкви так и не возникло. В
1920-х годах в Грузии
насчитывалось около 40 000
католиков, 32 000 из которых
латиняне, а остальные
использовали армянский
обряд. Вместе с тем, в
Стамбуле издавна
существовала
византо-католическая
грузинская община (в
настоящее время без
священника). В 1861 году в
общине возникло два
монашеских ордена (мужской
и женский) во имя
Непорочного зачатия
Божией Матери, которые
сейчас практически
исчезли.
После того как Грузия
получила в 1991 году
независимость,
католическая Церковь
смогла действовать
свободно, а многочисленная
армянская католическая
община вернулась к
нормальной церковной
жизни.
d) Албанцы.
Первой общиной албанских
византо-католиков была
небольшая миссия на берегу
Эпира, просуществовавшая с
1628 по 1765 год. Вторую общину
основал в 1900 году бывший
албанский православный
священник отец Георг
Германос. В 1912 году его
община, насчитывающая 120
человек, обосновалась в
селе Эльбазан. В 1938 году ей
на помощь прибыли монахи
из итало-албанского
монастыря Гроттаферата, в
1939 году был назначен
апостолический
администратор, и община
была передана в окормление
апостолическому делегату
в Албании архиепископу
Леоне Джованни Нигрису. В
1945 году в общине было 400
членов, но в том же году
архиепископа Нигриса
изгнали из страны. Группа
прекратила свое
существование после 19б7
года, когда Албания
объявила себя
атеистической страной. В
1996 году первым после 1945
года епископом
апостолической
администрации стал Хил
Кабаши. Верующие этой
общины насчитывают свыше 2
000 человек и почти целиком
принадлежат к латинскому
обряду. В 1998 году в Албании
не было ни одного прихода и
ни одного священника
византо-католического
обряда.
БИБЛИОГРАФИЯ
Anglican-Orthodox Dialogue: The Dublin
Agreed Statement 1984. London: SPCK, 1985.
Annuario Pontificio 1995. Vatican City:
Editrice Vaticana, 1995.
Atiya, A. A History of Eastern
Christianity. London: Methuen & Co.,
1986.
Attwater, Donald. The Christian Churches of
the East (2 Volumes). Milwaukee: Bruce, 1961.
Autocephaly: The Orthodox Church in
America. Crestwood, New York: St. Vladimir's,
1971.
Barret, D., ed. World Christian
Encyclopedia. Oxford: Oxford University
Press, 1982.
Betts, R.B. Christians in the Arab East.
Athens: Lycabettus, 1978.
Bolshakoff, S. Russian Mystics.
Kalamazoo: Cistercian Publications, 1980.
Bria, I., ed. Marlyria/Mission: The Witness
of the Orthodox Churches Today. Geneva: WCC,
1980.
Bulgakov, S. The Orthodox Church.
Revised translation by L. Kesich. Crestwood, NY:
St. Vladimir's, 1988.
Cabasilas, Nicholas. The Life in Christ.
Crestwood, NY: St. Vladimir's, 1974.
Chrysostomos, Bishop, with Bishop Auxentios
and Archimandrite Ambrosios, The Old Calendar
Orthodox Church of Greece. Etna, California:
Center for Traditionalist Orthodox Studies, 1991.
Code of Canons of the Eastern Churches:
Latin-English Edition. Washington, dc: Canon
Law Society of America, 1992.
|